Размеры авианосца кузнецов. Николай Герасимович Кузнецов - адмирал флота. Российский авианосец "Адмирал Кузнецов". Возможно вам будет интересно

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - тяжелый авианесущий крейсер ТАВКР), крупнейший корабль Военно-морского флота (ВМФ) России и единственный в его составе авианесущий корабль, способный нести самолеты горизонтального взлета и посадки.

Флагман ВМФ России. Предназначен для поддержки группировок ракетных подводных лодок стратегического назначения, группировок надводных кораблей и морской ракетоносной авиации.

Построен в СССР на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев, ныне на территории Украины) по проекту 11435, разработанному под руководством главных конструкторов Василия Аникиева и Л. Белова в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург).

Назван в честь адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова (с 4 октября 1990 г.). На стадии проекта назывался "Советский Союз", в 1982 г. получил название "Рига", в том же году был переименован в "Леонид Брежнев", в 1987-90 гг. назывался "Тбилиси".

История строительства, ввод в строй

Заложен в Николаеве 1 сентября 1982 г. под заводским номером 105, спущен на воду 4 декабря 1985 г. 8 июня 1989 г. начались швартовые испытания.

21 октября 1989 г. корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов.

Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (пос. Новофёдоровка, Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА ("Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный", ныне - полигон взлетно-посадочных систем "Нитка").

Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 г. летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачёв на самолете Су-27К. 25 декабря 1990 г. подписан приемный акт крейсера. 20 января 1991 г. корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР (в 1992-1994 гг. продолжались испытания вооружения и технических средств корабля и авиагруппы).

Текущее состояние

Корабль регулярно участвует в дальних походах и военно-морских учениях. В 1996-1998 гг., в 2001-2004 гг. и в 2008 г. находился в ремонте.

С 14 мая по 20 августа 2015 г. находился в плавдоке 82-го судоремонтного завода (пос. Росляково, Мурманская область), где были проведены очистка и покраска днища, ремонт агрегатов и оборудования электромеханической боевой части, сервисное обслуживание.

С осени 2015 г. по лето 2016 г. на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске крейсер проходил восстановление технической готовности. Были отремонтированы главные котлы, турбо- и дизель-генераторы, восстановлено покрытие полетной палубы.

Ожидается, что в первом квартале 2017 г. начнется модернизация корабля .

​В боевых действиях крейсер не участвовал.

Командующий кораблем - капитан 1 ранга Сергей Артамонов (с 2011 г.).​

Тактико-технические характеристики

  • Длина по ватерлинии - 270 м.
  • Наибольшая длина (палубы) - 306 м.
  • Ширина по ватерлинии - 33,4 м.
  • Наибольшая ширина - 72 м.
  • Высота - 64,5 м.
  • Стандартное водоизмещение - 46 тыс. 540 т.
  • Полное водоизмещение - 59 тыс. 100 т.
  • Скорость полного хода - 29 узлов.
  • Дальность плавания при скорости 29 узлов - 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов - 8 тыс. 417 миль.
  • Автономность плавания - до 45 суток.
  • Экипаж - 1 тыс. 960 человек, в т. ч. 518 офицеров и 210 мичманов.

Главная энергетическая установка - котлотурбинная, включает 4 паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая.

На корабле установлены 9 турбогенераторов и 6 дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

В отличие от большинства зарубежных кораблей такого класса, которые оснащаются паровыми катапультами для запуска самолетов, ТАВКР оборудован носовым трамплином с углом схода 14 градусов, на который направлены две сходящиеся линии взлета.

Вооружение

  • 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса "Гранит" (дальность полета сверхзвуковых ракет - около 550 км).
  • Зенитно-ракетный комплекс "Кинжал" (боезапас - 192 ракеты).
  • Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Кортик" (боезапас - 256 ракет, 48 тыс.; снарядов).
  • Реактивные глубинные бомбы системы "Удав-1" (60 штук).

Авиагруппа

ТАВКР может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета.

Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-27К и МиГ-29К, вертолетов Ка-27/27ПС и Ка-29.

С конца 1990-х гг. и по н.в. включает палубные истребители Су-33 и штурмовики Су-25УТГ 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования - Североморск-3, Мурманская обл.), а также вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база - Североморск-1).

"Варяг"

По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 гг. в Николаеве строился тяжелый авианесущий крейсер "Варяг", который в 1993 г. отошел Украине и в 1998 г. был продан Китаю.

В 2012 г. принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая как "Ляонин". В н. в. - единственный китайский авианосец.

.
О том, сколько и каких летательных аппаратов способен принять на борт российский авианосец, наверное, задумывались даже те, кто совсем мало интересуется флотом. Довольно долго автор блога считал, что ему известен ответ на этот вопрос, пока неясные сомнения . не поколебали его картину мира,. послужив поводом для данного материала.


Илл. 1. ТАВКР "Адмирал Кузнецов" с 16 (! ) ЛА на полётной палубе: 9 Су-33, 2 Су-25УТГ, 5 Ка-27/29 - Атлантика, 18.01.2008 (фото от Slava2014 , forums.airbase.ru, 3190 пикс.)


Теория

Наиболее авторитетные источники (*) сходятся на том, что численность авиагруппы "Кузнецова" по проекту составляет 50 (пятьдесят) летательных аппаратов, а именно: 26 Су-27К (Су-33), 4 Ка-252 РЛД (Ка-31), 18 Ка-27(ПЛ), 2 Ка-27ПС. Разработчик проекта (Невское ПКБ) даёт 40 ЛА (ссылка 1 ), Министерство обороны - 36 (12 Су-33 и 24-! Ка-27, ссылка 2 ). Разброс значений вызван, скорее всего, учётом/неучётом ЛА на полётной палубе (около 30% , конкретнее - 14/36 ). С другой стороны, по (условным) нормам проектирования (один ЛА на 1000 т стандартного - А.Ш. водоизмещения, ссылка 3 ) получается 46-47 самолётов и вертолётов, по оценке автора блога (D п олн /1250) - 47 (**).

(*) Помимо непосредственного участия В. Заблоцкого в строительстве и испытаниях авианесущих крейсеров, доверие к его данным вызвано тем, что автор приводит не только стандартное, нормальное и полное водоизмещение (что само по себе производит впечатление), но и соответствующие им средние осадки с точностью до сантиметра (! ), . демонстрируя тем самым высший пилотаж в области технической литературной маринистики.
(**) Стандартное водоизмещение ТАВКР пр. 11435 - 46 540 т, полное - 59 100 т .

Практика

За 25 лет (без 13 дней) в составе ВМФ СССР и РФ "Адмирал Кузнецов" записал в свой актив семь боевых служб: пять в Средиземном море и две в северо-восточной Атлантике. За исключением самой первой БС, точное количество ЛА, находившихся на его борту, неизвестно, однако есть наблюдения коллеги Polikarpoff (участника forums.airforce.ru), который зафиксировал бортовые номера всех Су-33, попавших в кадр в видео- и фоторепортажах ( ссылка 4 ) (автор блога готов подтвердить достоверность информации по БС 2013-2014 г.г.). Ниже приведены все имеющиеся данные по авиагруппе ТАВКР во всех его дальних походах:

1 ) 23.12.1995-22.03.1996 , Средиземное море - 26 ЛА : 13 Су-33 (б/н 61, 64, 65, 67, 76, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 88 и опытный 109 синий), 2 Су-25УТГ, 11 Ка-27/27ПС/29 ( * ) ;
2 ) 27.09-24.10.2004 , Северная Атлантика - минимум 7 Су-33 ( 60, 67, 68, 80, 82, 85, 88 ) и 2 Су-25УТГ ( 07, 14 ) ;
3 ) 23.08-14.09.2005 , Северная Атлантика - из-за обрыва троса аэрофинишёра потерян Су-33 б/н 82 , по др. бортам - н/д ;
4 ) 05.12.2007-03.02.2008 , Средиземное море - минимум 10 Су-33 ( 60, 61, 66, 72, 79, 80, 81, 86, 87, 88 ) и 2 Су-25УТГ ( 08, 11 ) ;
5 ) 05.12.2008-27.02.2009 , Средиземное море - минимум _ 8 Су-33 ( 60, 61, 64, 68, 72, 76, 81, 88 ) и 1 Су-25УТГ ( 08 ) ;
6 ) 06.12.2011-17.02.2012 , Средиземное море - минимум 10 Су-33 ( 62, 66, 68, 76, 77, 78, 80, 81, 86, 87 ) ;
7 ) 17.12.2013-17.05.2014 , Средиземное море - минимум _ 6 Су-33 ( 62, 66, 68, 76, 77, 78 ) (БС 2-7 - только замеченные машины) .

( * ) Во время перехода от Ирландии к Гибралтару корабельная группа СФ попала в шторм, из-за чего было принято решение отложить планировавшиеся полёты до прибытия в Средиземное море . . Данный факт интересен тем, что позволяет косвенно оценить вместимость ангара, т. к. в штормовых условиях все 26 летательных аппаратов, вероятнее всего, были убраны с полётной палубы.

Понятно, что приведённая перепись бортов (скорее всего - неполная) не отражает реальной "самолётовместимости" авианосца, а лишь констатирует нехватку Су-33 в состоянии лётной годности и, возможно - подготовленного лётного состава. При этом, хронический некомплект авиагруппы не только действует на нервы, но и в значительной степени принижает боевые возможности "Кузнецова" в глазах вероятных противников и потенциальных союзников.


Илл. 2. ТАВКР "Адмирал Кузнецов", Атлантика, 18.01.2008 (фото от Slava2014 , forums.airbase.ru, 3160 пикс.)

Геометрия ангара

Авиационный ангар ТАВКР пр. 11435 имеет габариты 153 х26,0 х7,2 м, площадь 3 980 м2 и объём 28 640 м3 , он занимает 57 % длины и 74 % ширины корабля по КВЛ (у "Нимица" - 66 % и 82 % ). Самолётоподъёмников - два (16х14 м): перед "островом" и за ним, оба - по правому борту. Система транспортировки ЛА в ангаре - полуавтоматическая цепная, из ангара на платформы подъёмников - с помощью тягачей. . Перед подъёмниками имеются поворотные круги для быстрой ориентации ЛА килём к борту.

На сегодняшний день наибольший вклад в понимание вместимости ангара, без сомнения, внёс коллега paralay - автор схемы, размещённой ниже (илл. 3). Проверка с пристрастием:) показала хорошее соответствие её элементов имеющимся данным: габаритов ангара, расположения и длины подъёмников, пропорций Су-33 со сложенными крыльями, стабилизаторами и штангой ВТГ и Ка-27 со сложенными лопастями (20,7 х7,4 и 12,25 х4,0 м ). Кажущаяся неправдоподобность очень плотного размещения самолётов - "валетом" (*) по четыре в ряд, опровергается следующей за схемой фотографией (илл. 4). Единственное замечание касается разбросанности вертолётов по свободным "пятачкам" - на практике они, скорее всего, также швартуются стройными рядами ( илл . 1 2 ). Кроме того, не следует забывать, что кроме ЛА какая-то часть площади ангара занята машинами для их обслуживания (пожарными, газоструйными, тягачами - илл. 13).

(*) "Валет" родился ровно 40 лет назад: "Проектная вместимость ангара [ТАВКР пр. 1143] составляла 22 летательных аппарата, но после посещения в 1975 году "Киева" Министром обороны маршалом А. Гречко, потребовавшим увеличить число летательных аппаратов в полтора раза, схему размещения машин в ангаре пересмотрели. После отмены министром запрета на обязательный зазор между ними в 0,75 м и разрешения ставить самолёты "валетом", . вместимость ангара увеличили до 36 ЛАК" .


Илл. 3. Схема размещения Су-33 и Ка-27 в ангаре ТАВКР пр. 11435 с paralay.iboards.ru (оригинал - по клику)


Илл. 4. Плотное размещение Су-33 на боевой службе 1995-96 г.г. - "валетом" по четыре в ряд (в ближнем ряду)

Геометрия полётной палубы

На сплошной полётной палубе авианосца длиной 305 м, шириной 70 м и площадью 14 800 м2 предусмотрены три стартовых позиции: №1 и №2 - перед трамплином (разбег 105 м), №3 - в средней части угловой палубы (разбег 195 м), и девять технических - вдоль "острова" и за кормовым подъёмником. Столько же ВПП для корабельных вертолётов (плюс одна "внахлёст" для базового Ми-8) размечены у трамплина и на угловой палубе, по причине чего во время взлётно-посадочных операций самолётных эскадрилий для швартовки вертолётов использованы быть не могут. В этом случае дежурные Ка-31 и Ка-27ПС, потребность в которых может возникнуть в любую минуту, могут ожидать своей очереди на свободном участке палубы, в самой корме по правому борту - там, где на схеме (илл. 5) изображён Як-41М и носовее его . (аналогично тому, как стоит самый левый Ка-29 на илл. 14).


Илл. 5. План полётной палубы ТАВКР пр. 11435 (разрыв по центру - из-за дефекта сканирования). Некоторые обозначения: 6 - ВПП для вертолётов Ка-27/29/31; 9, 10, 20 - Су-33 соответственно на 1-й, 2-й и 3-й стартовых позициях; 26 - расчётная точка касания палубы гаком самолёта; 27 - ВПП для вертолёта типа Ми-8; 31 - Су-33 на технической позиции; 32 - СВВП Як-41М на технической позиции

Швартовка на свежем воздухе

Даже после беглого предварительного ознакомления с особенностями ангара ТАВКР становится понятно, что на комфортное базирование в отапливаемом брызгозащищённом помещении полноценной авиагруппы, соответствующей водоизмещению корабля, надеяться не приходится. Нет и другого способа нарастить численность ЛА на борту, . кроме как возить их на полётной палубе в течение всей боевой службы - и в шторм, и в холод. Касательно отрицательных температур и вызываемого ими обледенения можно сказать сразу: в Арктику и зимнюю Северную Атлантику с авиагруппой, усиленной "палубными" ЛА "Кузнецову" дорога заказана. . Речь может идти разве что о нескольких дежурных самолётах и вертолётах . (например, 2 Су-33, Ка-31 и Ка-27ПС), отогреваемых в ангаре на ротационной основе.

По части шторма (качки, заливаемости и шквального ветра) дела обстоят несколько лучше. Говорят, что у авианосцев ВМС США с их 20-метровой высотой надводного борта проблем в свежую погоду не бывает совсем - до палубы волны просто не достают, а швартовка ЛА по-штормовому позволяет не тревожиться о небоевых потерях ценных боевых единиц (хотя от этого конечно, никто не застрахован) (*). Почти 17-метровая высота борта у 11435 (против 13,5 м у других 1143) позволяет думать, что и у него с заливаемостью всё более-менее благополучно, а полувековой опыт эксплуатации палубных ЛА - надеяться, что наши сегодняшние "швартовки" (найтовы) ничуть не хуже американских (**).

(*) Американский техник, служивший на "Корал-Си" в красках рассказывает о том, . как однажды чуть не улетел за борт на своём "Скайхоке", а наш соотечественник, обслуживавший Як-38 на "Минске" - о потере слава Богу пустой машины на одной из БС в экваториальных широтах : ссылка 5 . Стоит обратить внимание на следующие факты из воспоминаний американца: каждый "Скайхок" крепили девятью цепями - по три на каждую стойку шасси, а когда было получено предупреждение о возможной встрече с тайфуном . (это уже не шторм, это - ураган ), . руководитель полётов приказал дополнительно закрепить машины штормовыми концами - тремя стальными тросами. Самолёты в ангар не убирали .

(**) "Все узлы крепления самолётов рассчитаны на крен до 40 градусов, при этом на одном узле могут возникнуть усилия до 10 тонн, а мы их рассчитывали и испытывали двойной нагрузкой на 20 тонн и таких узлов на каждый самолёт было четыре. Вертолёты крепились шестью цепями. В 1988 г. на "Баку" в Северной Атлантике мы попали в жесточайший шторм, который продолжался неделю и бортовая качка достигала 25 градусов при включённых успокоителях... ни одного самолёта на палубе не было (по ней проносились потоки воды), все в ангаре, но ни один самолёт не был сорван с креплений, которые аналогичны тем, какие есть на полётной палубе" (В. Бабич - ссылка 6 ).

Обманчивая малогабаритность МиГа

В своё время Су-33 (Су-27К) чуть было не потерял место на палубе авианосца из-за того, что его габаритная ширина, значительно б"ольшая, нежели у МиГ-29К образца 1988 г. (9,8 против 7,8 м), не позволяла разместить на борту достаточное количество машин. В результате конструкторы ОКБ Сухого сотворили маленькое чудо, сложив крыло не на половине длины консоли, а на 1/4 от центроплана (а вместе с ним - ещё и стабилизатор), в результате чего "Сухой" стал на 40 см компактнее МиГа ! На сегодняшний день ситуация повторяется с точностью до наоборот - в том смысле, что теперь уже МиГ-29К с крылом, складывающимся на середине консоли, сдерживает наращивание авиагруппы ТАВКР (об этом чуть позже).

Илл. 6 . Подпись - на иллюстрации. Примечание: "Габаритная ширина самолёта со сложенным крылом (без подвесных устройств - балочных держателей, авиационных катапульт и АПУ - А.Ш. ) - 7,46 м. Размах стабилизатора - 7,695 м" .

На илл. 6 изображён МиГ-29КУБ для ВМС Индии, однако надежда на то, что в ходе "русификации" корабельного МиГа его крыло было оптимизировано под ангар 11435, рушится после просмотра фотографий самолётов первой партии (б/н 31 и 50), на которых хорошо видно, что линия складывания консоли находится на том же самом месте, что и у индийского "прототипа" (илл. 15, 16). Надеяться на то, что крыло бортов выпуска 2014-2015 г.г. устроено иначе, было бы наивно. Маловероятно, что вопрос об уменьшении габаритов МиГа не поднимался вовсе - скорее всего, на одном из межведомственных совещаний _ было принято решение не включать в ОКР переделку крыла, чтобы не задерживать принятие нового самолёта на вооружение МА ВМФ.

Поиграем в самолётики

Для решения поставленной задачи - оценки реального (достижимого на практике) состава обновлённой авиагруппы "Кузнецова" - на базе компоновки paralay в меру скромных возможностей автора была нарисована новая схема размещения ЛА в ангаре авианосца. Результат не то чтобы оправдал ожидания, но и не разочаровал - в ангаре помещается три двухзвенных самолётных эскадрильи (одна Су-33 и две МиГ-29К) и одна вертолётная, итого 32 летательных аппарата (илл. 7).

Гораздо больший эффект от внедрения в авиагруппу МиГов (по сравнению с исходным вариантом paralay ) можно было бы наблюдать при доработке крыла МиГ-29К с целью уменьшения габаритной ширины. Как видно на илл. 8, в этом случае в ангаре можно было бы разместить на четыре машины больше, сделав одну штурмовую (истребительно-бомбардировочную) эскадрилью трёхзвенной и доведя общую численность ЛА до 36 .


Илл. 7. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при штатном складывании крыла МиГ-29К(УБ)


Илл. 8. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при "местосберегающем" складывании крыла МиГ-29К(УБ)

На полётной палубе, в условиях не слишком сурового климата, могут быть дополнительно размещены (пришвартованы) 12 самолётов (три Су-33 на стартовых позициях и ещё один "Су" и 8 МиГов - на технических) и минимум два вертолёта. По боевой тревоге можно будет быстро поднять в воздух звено тяжёлых истребителей, обеспечив тем самым дальнюю разведку и ПВО на угрожаемом направлении. Далее - по обстоятельствам : либо насыщать "Сухими" воздушное охранение, либо поднимать первую волну МиГов для атаки береговых целей или корабельной группировки противника. При пустой палубе (в варианте "всё в ангаре") порядок действий примерно тот же : сначала на кормовом подъёмнике "из гаража выезжают" 4 Су-33, на носовом - Ка-31 и Ка-27ПС, затем - остальные "Сухие" или МиГи.

Заключение

По мнению автора, изложенное выше достаточно убедительно демонстрирует возможность базирования на 11435 полноценной авиагруппы, значительно расширяющей область боевого применения не только отдельно взятого корабля, но и ВМФ РФ в целом. Разумеется, о подлинной "полноценности" можно будет говорить только тогда, когда полётной палубы коснутся колёса шасси долгожданного самолёта РЛД, и, если российским авиаконструкторам удастся создать "хокай", способный взлетать без катапульты (с 3-й стартовой позиции), . такую машину можно будет увидеть уже на "Кузнецове". Пока же российский авианосец будет располагать авиагруппой примерно такого состава :

46 летательных аппаратов, около 80% которых представляют собой первоклассные истребители и истребители-бомбардировщики, а 70% могут базироваться в ангаре - совсем неплохой результат. Остаётся только пожелать, чтобы РСК МиГ доработало-таки крыло своего самолёта с целью доведения численности авиагруппы до заветных 50 машин. Другое пожелание относится к офицерам Управления кораблестроения и вооружения ВМФ, учёным Крыловского научного центра и конструкторам Невского ПКБ, работающим над обликом нового авианесущего корабля: для минимизации влияния бурной погоды и отрицательных (арктических и субарктических) температур на боевой потенциал СФ и ТОФ флоту нужны авианосцы с больш"ими ангарами - настолько большими, насколько это технически возможно.

Источники (через дефис может быть указан номер страницы).

1. Ю. Апальков "Ударные корабли", М., Моркнига, 2010.
2. В. Заблоцкий "Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Морская коллекция" №7/2005, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
3. А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", М., РА Интервестник, 2003.
4. С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, "Атомный авианосец USS Nimitz ", "Морская коллекция" №7/2008, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
5. Г. Белов "Атлантическая эскадра. 1968-2005", М., Горизонт, 2015.
6. А. Фомин "МиГ-29К: основное оружие новых индийских авианосцев", журнал "Взлёт" №2/2005.


Илл. 10. Ангар "Кузнецова": справа вблизи - кормовой подъёмник, вдали - носовой, прямо - поворотный круг, "гайки" на переднем плане (на удалении выглядят как заклёпки) - швартовочные узлы (фото от sam7 с forums.airbase.ru, 2650 пикс.)

Илл. 11 . Относительно свободное размещение Су-33 в ангаре ; хорошо видны (особенно при увеличении) швартовочные узлы (с прорезями по типу замочных скважин) и цепные "швартовки" - швартовочные приспособления, найтовы (дата и автор - н/д)


Илл. 12 . Размещение вертолётов Ка-27 "стройными рядами" в полупустом ангаре - с большими зазорами между машинами (судя по всему, при необходимости зазор может быть значительно уменьшен) (17.12.07, информация об авторе отсутствует)

Илл. 13. "Автоколонна №063": мало кто из водителей категории C может похвастаться навыками вождения в открытом море:) (фото от Slava2014, forums.airbase.ru)

Илл. 14. Кормовой участок полётной палубы "Адмирала Кузнецова" во время БС 1995-96 г.г. .. Интерес представляет Ка-29,. пришвартованный так,. чтобы не мешать . проходам самолётов над палубой с касанием . и посадке на аэрофинишёры


Илл. 15. МиГ-29К б/н 31 "синий" из первой партии (4 машины, конец 2013 г.) со сложенными консолями крыла, 26.08.2015 (фото vechernin с russianplanes.net)


Илл. 16. МиГ-29КУБ б/н 50 "синий" из первой партии (4 машины, конец 2013 г.) со сложенными консолями крыла, 26.09.2015 (фото Антона Громова с russianplanes.net)

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия в порядке присвоения: «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) - тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2016 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» - видео

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования - Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования - Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.

Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.

Авианосец "Адмирал Кузнецов" является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР - «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.
Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года - заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Служба ТАКР «Адмирал Кузнецов»

1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу ТАВКР «Тбилиси» совершил посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель КБ Сухого В. Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель КБ Микояна Т. О. Аубакиров). Также в этот день совершил первую посадку на палубу учебно-тренировочный самолёт Су-25УТГ (лётчик-испытатель КБ Сухого Игорь Вотинцев и лётчик-испытатель ЛИИ Александр Крутов). 1 августа 1990 года начались государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16,2 тыс. миль, совершено 454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ.

В декабре 1991 года в адрес командира корабля поступила телеграмма от Президента Украины Леонида Кравчука, в которой объяснялось, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения он должен оставаться на севастопольском рейде. Командование ВМФ РФ приняло решение о его переходе на Северный флот. Ночью корабль покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. 1-24 декабря 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяево, Мурманской области.

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально передан от Украины к Россией и зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. В 1992-1994 гг. продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводил в море, участвовал в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33. Зимой 1994-1995 произведён ремонт главных котлов.

В год 300-летия Российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 стал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17 - 18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта - учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта - проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, в ходе которых погиб атомный ракетный подводный крейсер К-141 «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 году в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005-2007 гг нёс боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007, в составе корабельной ударной группы, вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.

5 декабря 2007 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.

8 декабря 2008 года был завершён ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях Центра судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.

6 декабря 2011 года ТАВКР отправился вместе с отрядом кораблей Северного флота в Средиземное море - к берегам Сирии.

По заявлению представителей Минобороны России, ТАВКР требует капитального ремонта и, возможно, пройдёт его с 2012 по 2017 год на судостроительном предприятии «Севмаш», однако из-за недостатка финансирования ремонт откладывается на неопределённый срок.

Седьмой дальний поход корабля был завершен в мае 2014 года.

С 14 мая по 20 августа 2015 года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находился на ремонте в доке 82-го судоремонтного завода в Росляково.

С января по 15 июня 2016 года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находился на ремонте в 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности перед дальним морским походом.

В начале июля 2016 года было сообщено, что корабль возглавит постоянную группировку ВМФ в Средиземное море в период с октября 2016 года по январь 2017 года, будет участвовать в операции России в Сирии (ранее поход заявлялся на лето 2016 года).

8 августа 2016 штатный истребитель МиГ-29КР из состава 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) Морской авиации Северного флота совершил первую посадку на палубу крейсера; сообщено также, что с половины августа до 1 октября судно будет на 35-м судоремонтном заводе для прохождения второго этапа сервисного обслуживания и восстановления технической готовности.

15 октября 2016 года в 15:30 корабельная группа во главе с ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отправилась в первый боевой поход к берегам Сирии. Также в состав группы вошли ТАРКР «Пётр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения.

Оценка и перспективы авианосца «Адмирал Кузнецов»

Являясь первым в советской морской практике полноценным авианосцем (то есть, способным принимать самолёты горизонтального взлёта и посадки с высокими боевыми качествами), ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», тем не менее, не смог в полной мере преодолеть недостатки первых советских ТАВКР типа «Киев». Ставка на замену полноценных паровых катапульт трамплином привела к затруднению взлётно-посадочных операций (из-за наличия всего одного направления для старта). С другой стороны, применение трамплина позволило значительно сэкономить на массе, внутреннем объёме и энергетике, необходимых для размещения, обслуживания и питания системы паровых катапульт. Также, отказ от сложной системы паровых катапульт повысил боевую устойчивость авиаполка в случае отказов из-за неполадок или боевых повреждений всей системы, и, как следствие, невозможности использования авиаполка ТАВКР. Отсутствие специализированных самолётов ДРЛОиУ, которые могли взлетать с трамплина, обусловило небольшую дальность радиолокационного обнаружения. В результате, возможности ТАВКР по загоризонтному обнаружению ограничивались вертолётами ДРЛО, имевшими малый радиус действия. Эксперты BBС комментируя данные недостатки отмечают, что "возможный скептицизм по этому поводу стоит несколько умерить", т.к. само поддержание авианосца и его ордера в боеспособном состоянии и способность их к дальнему походу представляет серьезную проекцию силы.

Преимуществом необычной конструкции авианосца соединяющего в себе вооружение ракетного крейсера (авианесущий крейсер) заключается в том, что «Адмирал Кузнецов» является фактически единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Чёрном море. Дело в том, что конвенция Монтрё 1936 года запрещает проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы, но не запрещает для СССР и России проход ракетных крейсеров, которые дополнительно являются авианосцами.

Наличие совершенных для своего времени ПКРК «Гранит» с технологиями прорыва ПРО/ПВО призвано было создать кораблю преимущества в дуэли с другими авианосцами и их ордерами, так как ПКРК «Гранит» был рассчитан на то, чтобы, не поднимая своё авиакрыло, «Адмирал Кузнецов» мог ракетным залпом атаковать вражескую авианосную группу. Для удара на большую дальность комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95РЦ, вертолётов Ка-25Ц или других комплексов получения ориентировочных координат целей. Довольно популярна городская легенда, что ПКРК «Гранит» не может функционировать без целеуказания МКРЦ «Легенда», которая выведена из эксплуатации. Однако даже первоначальные версии ПКРК «Гранит» не требуют управления в полёте и при атаке цели, так как требуют просто введения координат цели полученных каким-либо способом при пуске, далее ракета следовала по инерциальной системе навигации и на финишном участке самостоятельно находила цели по своей РЛС. В 2001 году «НПО Машиностроения» по Постановлению Совета министров России начало работы по модернизации бортового оборудования ракет комплекса «Гранит» по переводу навигационной и вычислительной электроники на одну элементную базу с экспортным вариантом ПКРК «Яхонт» с его системами навигации и радиоэлектронного оборудования. Одновременно предусматривается продление срока службы ракет до 30 лет, а срока службы корабельных элементов комплекса - пожизненно для носителя. 16 октября 2016 года был испытан ранее не анонсированный вариант модернизации «Гранитов» для атаки по береговым целям, многие эксперты как Константин Сивков считают, что это наиболее вероятное использование Гранитов заканчивающих свой срок службы. Граниты могут быть очень эффективны для поражения площадных целей при условии подавления или отсутствия у противника локального ПРО, т.к. имеют рекордную массу и дальность для забрасываемых ракетами боеприпасов - 750 кг на 700 км.

Из-за размещения ракет «Гранит», авианосец имеет сравнительно небольшой ангар.

В апреле 2016 National Interest и другие источники сообщили об планах ВМФ РФ заменить «Гранит» на универсальные пусковые установки на базе ЗС-14 для более компактных крылатых ракет семейств «Калибр» и «Оникс», а также новой ракеты «Циркон», которая имеет гиперзвуковую скорость для прорыва современных систем ПРО. Судя по космическим снимкам стоящего на ремонте "Адмирала Нахимова" там уже ведется демонтаж пусковых установок Гранитов и монтаж ЗС-14 «Адмирал Кузнецов» в свою очередь должен встать на комплексный ремонт и модернизацию с 2017 года, в ходе которой ожидается смена «Гранитов» на современное ракетное вооружение.

Эксперты BBC оценивая проект авианосца отмечают, что самое его главное значение для ВМФ РФ это поддержание опыта использования авианосцев и наличие как специалистов, так и летчиков умеющих обращаться с оборудованием на авианосцах. Это позволяет как эффективно модернизировать авианосец, так и использовать опытный персонал для создания новых российских авианосцев. В этом плане эксперты BBC отмечают, что если авианосец будет применен в реальной ударной операции в Сирии, то ВС РФ получат опыт, который имеют немногие страны в мире.

Командиры авианосца «Адмирал Кузнецов»

За время службы кораблём командовали:

Капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987-1992);
- контр-адмирал (присвоено во время командования кораблем) И. Ф. Санько (1992-1995);
- контр-адмирал (присвоено во время командования кораблем) А. В. Челпанов (1995-2000);
- капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000-2003);
- капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003-2008);
- капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008-2011);
- капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011).

Происшествия на ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

19 октября 1995 года произошла авария вертолёта Ми-8. Во время руления по полетной палубе вертолёт был опрокинут сильным боковым ветром. Повреждений корабль не получил. У летательного аппарата был полностью разрушен несущий винт. Фрагмент лопасти попал в руку офицеру и вырвал кость.

18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра. Среди предполагаемых причин аварии - ошибка экипажа и усталостное напряжение металла. Самолёт был доставлен на 121 АРЗ (Кубинка), но признан неремонтопригодным, после чего был списан.

5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на ТАВКР произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишёра. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), однако выяснилось, что это сделать невозможно. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.

6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецкой ВМБ Акзас на борту авианосца в одном из носовых помещений произошёл пожар. Ликвидировать пожар удалось силами экипажа корабля. В результате отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. По заявлению специалистов, ТАВКР не получил серьёзных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.

Вооружение авианосца Адмирал Кузнецов

Навигационное вооружение: Комплекс «Бейсур»

Радиолокационное вооружение: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»; 2 × РЛС МР-360 «Подкат»; 3 × РЛС «Вайгач»
- СУ авиацией: 1 × «Резистор-К42»; 1 × «Газон»

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб»; Комплекс связи «Буран-2»; ГАК «Полином-Т»; ГАС «Звезда-М1»; Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»

Зенитная артиллерия: 6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)

Ракетное вооружение: 12 × ПУ ПКРК «Гранит»; 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов); 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)

Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)

Самолеты авианосца Адмирал Кузнецов

Авиационная группа: 50 самолётов и вертолётов
- По проекту: 26 × МиГ-29К или Су-27К; 4 × Ка-27РЛД; 18 × Ка-27 или Ка-29; 2 × Ка-27ПС
- Фактически: 14 × Су-33; 2 × Су-25УТГ; 10 × МиГ-29К; 4 × МиГ-29КУБ

Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов

Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов

61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное

Размеры авианосца Адмирал Кузнецов

Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая
- Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая
- Высота: 64,49 м габаритная
- Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме
- Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м
- Наибольшая: 10,4 м
- Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов

Котлотурбинная, четырёхвальная
- Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4
- Количество котлов: 8 котлов КВГ-4

Мощность
- Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.
- Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт
- Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт
- Движитель: 4 пятилопастных винта
- Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода

Дальность плавания

При скорости: 29 узлов - 3850 миль; 18 узлов - 7680 миль; 14 узлов - 8417 миль
- Автономность плавания: 45 суток

Российская Федерация входит в девятку стран мира, которые имеют на вооружении авианосцы. Но в военно-морском флоте РФ такой корабль единственный - это авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов ». Он будет находиться в боевом составе флота до 2025 года.

Первый советский «настоящий» авианосец был заложен на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаеве в сентябре 1982 года как тяжелый авианесущий крейсер «Рига » проекта 1143.5. Уже через два месяца корабль получил новое название «Леонид Брежнев », а 6 декабря того же года на околостапельной площадке начали монтаж первого блока с новой закладной доской. Установка этого блока была произведена 22 февраля 1983 года, этот день и считается официальной датой закладки . На воду он был спущен 04 декабря 1985 года и после достройки проходил испытания уже под новым названием «Тбилиси ».

Только летом 1989 года начались государственные испытания тяжелого авианосного крейсера нового поколения «Тбилиси ». Для проверки эксплуатационных возможностей авиационно-технических средств корабля, а также отработки корабельной авиации и подготовки летного и технического состава на аэродроме военного аэродрома в городе Саки был создан наземный испытательный и учебно-тренировочный комплекс «НИТКА». Комплекс оснащен трамплином, аэрофинишерами и аварийным барьером.

В ноябре 1989 года в период проведения летно-конструкторских испытаний впервые на палубу крейсера произвели посадку корабельные истребители Су-27К и Миг-29К. Испытания практически подтвердили возможность посадки на полетную палубу и взлета с корабля проекта 1143.5 самолетов с обычной аэродинамической схемой.

В ходе государственных испытаний в сентябре 1990 года решением Совета Министров получил новое название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов ». Тяжелый авианосный крейсер это самый большой корабль отечественного кораблестроения. Площадь полетной палубы составляет 14700 кв. м. Основные особенности архитектуры корабля обусловлены применением короткого разбега и взлета с трамплина, а также посадки на аэофинишеры самолетов с обычной аэродинамической схемой. Наличие развитых спонсонов и смещение надстройки позволили значительно увеличить ширину полетной палубы, что создало благоприятные условия для повышения безопасности проведения взлетно-посадочных операций.

Основные задачи авианесущего крейсера - оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и ракетоносной морской авиации флота. Другими словами тяжелый авианосный крейсер проекта 1143.5 предназначен для придания боевой устойчивости корабельным соединениям военно-морского флота в оперативно важных районах океанских и морских театров военных действий.

Существуют как минимум две причины, по которым военный корабль со всеми признаками был классифицирован как тяжелый авианесущий крейсер . Первая носит чисто формальный характер: в соответствии с заключенной в 1936 году в городе Монтре конвенцией, авианосцам было запрещено проходить проливами Босфор и Дарданеллы. Таким образом, построенный в Николаеве выйти из Черного моря уже не мог. Вторая причина была чисто идеологической. В свое время советской пропагандой авианосец как таковой был заклеймен как орудие империалистической агрессии. На этом фоне развертывание строительства авианосцев создавало очень неприятную для ЦК КПСС ситуацию на идеологическом фронте.

Создание авианосца сдерживалось и многочисленными чинами субъективного характера. Одни весьма влиятельные лица в Министерстве обороны и других ведомствах считали, что на нем должны базироваться самолеты вертикального взлета и посадки. По мнению других - более приемлемыми были самолеты катапультного старта, а третьи предлагали использовать для взлета самолетов трамплин. Это и многое другое привело к тому, что созданный Невским ПКБ в начале 70-х годов проект 1160 атомного авианосца, представлявшего собой, в сущности, аналог американского ударного класса Nimitz и имевшего водоизмещение около 100000 тонн, трансформировался в проект 1153 атомного авианосца водоизмещением до 70000 тонн, а заложен и построен был тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 водоизмещением 58500 тонн с обычной энергетической установкой.

Проект 1143.5 формально является вариантом проекта 1143, по которому построены первые советские типа «Киев ». В то же время внесенные в базовый проект изменения имели принципиальный характер: летательные аппараты стали основным оружием корабля, а практически вся его верхняя палуба, за исключением занятого надстройкой участка, используется в качестве полетной. с этими признаками классифицируются как авианосцы.

Проект корабля 1143.5 был разработан Невским проектно-конструкторским бюро в городе Ленинграде. Строительство велось агрегатно-модульным крупноблочным методом с применением металлоконструкции прогрессивных видов и синтетических материалов. Особенностью корпуса по сравнению с построенными ранее авианесущими крейсерами является существенно улучшенная подводная и надводная конструктивная защита, прошедшая испытания на натурных отсеках. Общая площадь полетной палубы составляет 14700 кв. м, ее полная длина - 304,5 м, а длина ее участка, расположенного под углом 5,5° к диаметральной плоскости корабля - 220 м. В носовой части полетной палубы смонтирован трамплин с углом схода 15°, а на корме находится аэрофинишер. На палубе оборудованы 10 взлетно-посадочных площадок для вертолетов и 3 стартовые позиции для самолетов, с двух летательные аппараты взлетают с разбегом 105 м, а с одной - 195 м. Необходимо отметить, что наличие сразу трех стартовых позиций для взлета самолетов с помощью трамплина отчасти компенсирует отсутствие на корабле катапульт, обеспечивающих, например, на американских авианосцах старт до четырех самолетов в минуту. Для защиты авианосного крейсера от перегрева в зоне стартовых позиций установлены охлаждаемые водой щитки-дефлекторы, а старт производится с использованием специальных устройств, удерживающих самолет на стартовой позиции до развития его двигателями полной тяги.

С учетом опыта эксплуатации авианесущих крейсеров в условиях Севера полетная палуба оборудована системой подогрева, предотвращающей образование конденсата в подпалубных помещениях.

Устроенный под палубой ангар имеет размеры 7,2Х26Х153 м. Всего на палубе и в ангаре могут разместиться 50-52 самолета и вертолета. Для подачи летательных аппаратов из ангара на полетную палубу предусмотрены два бортовых подъемника грузоподъемностью по 40 тонн каждый. Размер платформы каждого подъемника обеспечивают одновременную подачу двух вертолетов или одного самолета с тягачом.

Хотя проектов 1160 и 1153 предполагалось оборудовать главной ядерной энергетической установкой, построенный вместо них авианосец проекта 1143.5 имеет котлотурбинную энергетическую установку, выполненную по той же конструктивной схеме, что и на тяжелых авианесущих крейсерах проектов 1143-1143.4. В состав этой установки входят 8 котлов КВГ-4 и 4 главных турбозубчатых агрегата ТВ-124 с суммарной мощностью 200000 л.с. на четырех валах. Наибольшая скорость хода составляет 29 узлов. Дальность плавания ходом 29 узлов равна 3850 миль, ходом 18 узлов - 8000 миль, а ходом 10 узлов - 12 00 миль. Автономность по запасам котельного топлива - 3100 тонн, провизии - 45 суток.

Электроэнергетическая установка включает 9 турбогенераторов мощностью по 1500 кВт и 6 дизель-генераторов такой же мощности. Суммарная мощность составляет 22500 кВт, что на порядок превышает мощность установки электрической установки любого американского авианосца с типичной энергетической установкой, но почти в три раза уступает мощности атомного авианосца класса Nimitz.

Основным вооружением является его авиагруппа. На корабле могут базироваться до 52 летательных аппаратов. В авиагруппу входят 24 корабельных истребителей Су-33, 16 противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ, 3 вертолета ДРЛО Ка-31 и 2 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС. Светосигнальное оборудование обеспечивает полеты в темное время суток.

Особенностью системы вооружения авианосца является наличие в ее составе мощного ударного ракетного вооружения в виде противокорабельного ракетного комплекса «Гранит». В его состав входят 12 индивидуальных подпалубных установок вертикального пуска, размещенных в носовой части полетной палубы.

Комплекс ведет стрельбу противокорабельными крылатыми ракетами дальнего действия П-700. Максимальная дальность стрельбы комплекса составляет 550 км, масса боевой части ракеты - 750 кг.

Оборонительное вооружение авианосца включает четыре зенитно-ракетных комплекса самообороны «Кинжал», в установках вертикального пуска которых находятся 192 зенитно-управляемые ракеты 9М332-2. Для борьбы с воздушными целями также предназначены шесть зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик» и шесть 30-мм шестиствольных зенитных артиллерийских комплексов АК-630М. Противоторпедную защиту авианосца обеспечивают две 10-зарядные пусковые установки противоторпедного комплекса РБУ-12000 «Удав».

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки

Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Чтобы просматривать видео на сайте - включите JavaScript, и убедитесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 видео.

«Адмирал Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки. Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Система ПТЗ имеет глубину 4,5 м и состоит из трех камер: расширительной, поглощения (заполненной топливом), фильтрационной. Между двумя последними находится защитная переборка переменной по высоте толщины, из высокопрочной вязкой стали Ак-25. Паровые ТЗА аналогичны установленным на «Баку».
По проекту авиагруппа должна была состоять из 24 палубных самолета и 42 вертолетов, однако штатная численность машин не была достигнута из-за нехватки средств. Контроль посадки самолетов обеспечивала оптическая система «Луна». В носовой части авианосца «Адмирал Кузнецов» установлены 12 под-палубных пусковых установок для ударных крылатых ракет П-700 «Гранит». Четыре шестиракетных модуля ЗРК «Кинжал» размещаются в носу и корме на бортовых спонсонах.

Оборону корабля обеспечивают 8 зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик», 6-30-мм артустановок АК-630М, 2 ПУ комплекса противоторпедной защиты «Удав». Параллельно с постройкой корабля шла отработка палубных самолетов для него и авиационно-технического оборудования. В Крыму на аэродроме Ново-Федоровка был построен полигон со стальным летным полем в виде корабельной палубы, получивший название «Нитка». Летом 1982 г. на нем были произведены первые взлеты Су-27 и МиГ-29 с наземного трамплина с углом 8,5 градуса. Через год начали отработку аэрофинишера «Светлана-2». 1 сентября 1984 г. состоялась первая посадка Су-27 при помощи аэрофинишера.
В 1985 г. самолеты обычной схемы начали взлетать с более крутого трамплина (угол 14 градусов), принятого для ТАКР. 1.09.1989 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». В тот же день с борта корабля поднялся в воздух на самолете МиГ-29 летчик-испытатель Тахтар Аубакиров. До завершения государственных испытаний корабля с него было выполнено более 300 полетов. Однако строевые летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» гораздо позднее.

20.01.1991 г. «Кузнецов» вошел в состав Северного флота. Пришедшая в упадок экономика государства значительно осложнила и задержала освоение корабля, комплектацию его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей. Только в 1993 г. на Северный флот прибыли предназначенные для авианосца самолеты и лишь в следующем году удалось подготовить десять строевых корабельных летчиков.
В конце августа 1995 г. они совершили свои первые посадки на ТАКР, а в сентябре «Кузнецов» принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения.
Что касается проблемы базирования, то она так и осталась нерешенной. Правда, для «Кузнецова» соорудили плавучий причал в Ура-губе, но береговую электростанцию и котельную построить не смогли. Кораблю для обеспечения своей жизнедеятельности приходится постоянно «гонять» два главных котла.

Еще в процессе эксплуатации «Киева» на Севере выяснилась одна интересная особенность. Авианесущий корабль имеет огромную верхнюю палубу, которая в холодное время (восемь месяцев в году) активно охлаждается. Поскольку система отопления в суровых условиях Заполярья не справляется со своими обязанностями, происходит постоянное образование конденсата, вызывающее коррозию палуб, переборок, кабель-трасс, выход из строя приборов. Кроме преждевременного старения кораблей, низкие температуры и большая влажность значительно ухудшают бытовые условия экипажа. Так, на «Кузнецове» в кубриках, расположенных в оконечностях корабля, температура зимой не поднимается выше 10-12 градусов.

Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»
Водоизмещение 55000 (70500) тонн
Размеры 304,5 х 38 х 10,5 м

Мощность четырехвальной энергоустановки 200000 л.с.: 4 ПТ
Скорость 32 узла

Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах

Вооружение 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 РАК «Кортик», 6-30-мм автоматов АК-630М, 2 РБУ-12000
Авиагруппа (март 1996 г.) 15 истребителей Су-27К, 1 Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27, 1 вертолет Ка-31

Поделиться