Профессиональные способности. Профессиональные навыки в резюме – примеры и рекомендации Профессионально ориентированные структуры способностей

Профессиональные способности - способности, сформировавшиеся в ходе профессионального обучения и продолжающие развиваться и ходе профессиональной адаптации и последующей трудовой деятельности. Профессиональные способности формируются на основе задатков, общих и специальных способностей и включают их элементы в свою структуру в преобразованном виде. Существенным является различие между понятиями «способность» и «подготовленность». Подготовленность - это комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять некоторую деятельность. Профессиональные способности являются предпосылкой формирования подготовленности, достижения того или иного уровня профессионального мастерства, сам факт наличия которого свидетельствует о высоких способностях.

Проблемой способностей в психологии занимались В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков.

Под способностями, по мнению Б. М. Теплова, понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность. Таким образом, Б. М. Теплов утверждает представление о способностях, как о субъективных условиях успешного выполнения определенного вида деятельности.

Определение способностей через деятельность и личностные образования, характерно и для других авторов. Так, С. Л. Рубинштейн отмечает, что «способность - сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».

Личностно-деятельностного подхода в определении способностей придерживается А. Г. Ковалев, определяя способности как ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности. К. К. Платонов, указывает, что «способности - это степень соответствия личности в целом определенной деятельности, раскрытая через структуру данной личности и требований к ней указанным видом деятельности».

Некоторые авторы рассматривают способности с позиции функции и функциональной системы. Так, В. Д. Шадриков определяет способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качестве и надежности (в отношении рассматриваемой психической функции)».

По мнению Р. С. Немова, способности - это «свойства личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком-либо виде деятельности», а задатки - «природные предпосылки способностей, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, тактильного)», следовательно, уровень способностей зависит от наличия задатков, но это не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности.

В психологии способностей принято выделять общие и специальные способности, а также профессиональные способности.

Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и часто их определяют как общие интеллектуальные способности. Некоторые авторы к общим способностям, кроме интеллекта, относят обучаемость и креативность (В. Н. Дружинин).

Специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. В литературе отмечается, что личность выбирает профессиональную деятельность в соответствии с ее способностями, сложившимися на предыдущих этапах развития. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с ними.

Различают общие и специальные профессиональные способности. Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа, знак, художественный образ, рынок). Специальные профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.

Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. профессиональный психология тренер самооценка

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, то есть, - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида (межличностных) можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п.

Способности формируются и развиваются в деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются, развиваются применительно к условиям деятельности свойства основных нервных процессов, а также особенности соотношения сигнальных систем. Весь этот процесс в целом и есть развитие способностей. Ведущая роль в нем принадлежит образованию условных связей. Способности проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность. В структуре способностей к любой творческой деятельности имеются эмоциональные компоненты, поскольку любое творчество никогда не может происходить без эмоций.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи к деятельности, в процессе которой развиваются способности, предъявляются определенные требования: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Если деятельность носит творческий характер, имеет сильную мотивацию, то она постоянно заставляет человека думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Ряд профессий имеет весьма жесткие требования к профессиональным способностям и психологическим качествам человека. Изучение профессиональных способностей нужны для того, чтобы их дальнейшее формирование было целенаправленным.

формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с ними. Различают общие и специальные профессиональные способно-сти. Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа, знак, художественный образ). Специальные профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.
Профессиональные способности тесно связаны с профессиональными знаниями и умениями.

Еще по теме Профессиональные способности:

  1. 4.6. Профессионально-психологическаяподготовленность юриста
  2. 2.2. Теория и практика формирования конфликтологической культуры специалиста в процессе профессиональной подготовки
  3. § 4. Обязанность Госстраха уплатить страховую сумму. Страховой случай, его виды. Несчастный случай. Медицинское освидетельствование для установления факта утраты трудоспособности от несчастного случая
  4. Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» (теория и практика) применительно к журналистской деятельности. Социальная позиция как система принципов деятельности органов информации и журналистов. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста.

Своеобразие личности, наряду с , характером, волевыми качествами, определяется также ее задатками и способностями.

От природы люди наделены различными задатками, которые предопределены биологически. На основе тех или иных задатков могут формироваться различные способности.

— это психические особенности личности, позволяющие успешно овладевать одной или несколькими видами деятельности .

Понятие «способность» помогает понять, почему люди, поставленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, почему человек может достичь выдающихся успехов в одной области и быть совершенно бездарным в другой.

Способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности и общении. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как некоторая возможность. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, требуется много усилий и определенные условия, например заинтересованность близких людей, качество обучения и др.

Способности обнаруживаются только в деятельности . Только в процессе специального обучения живописи, музыке, танцу выясняется, есть ли у ребенка способности к соответствующей деятельности и насколько быстрее и глубже по сравнению с другими он овладеет этой деятельностью.

Способности делят на актуальные и потенциальные.

Актуальные — уже обнаруженные и реализующиеся способности, для применения которых у человека сложились благоприятные социальные условия. Актуальные способности — только часть потенциальных. Далеко не каждый человек может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своими природными задатками, поскольку нередко этому препятствуют реальные социальные условия.

Способности нередко подразделяют также на общие и специальные.

Общие способности - это благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Специальные, или профессиональные, способности — это возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

Каждая способность, создающая для человека лишь предпосылки для определенной деятельности, требует для своего высокого развития организации целой системы способов, приемов и операций. По некоторым профессиям — художественным, спортивным — подготовка, чтобы быть успешной, должна начинаться в 6-7 лет.

Одна из самых сложных проблем — вопрос о происхождении способностей. роли в их появлении и развитии биологических и социальных факторов. Высказываются мнения, что талант — это на 1% способностей и на 99% пота.

Однако до сих пор вопрос о происхождении способностей остается открытым. Признается, что, с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, однако их проявление и развитие во многом зависят от индивидуальных условий становления личности.

Хотя был проведен ряд исследований по выявлению генетической предрасположенности к тому или иному виду деятельности, вопрос о генотипической обусловленности задатков остается достаточно спорным. Формирование способностей, приводящее к индивидуальным психологическим различиям, связано с взаимодействием наследственных факторов и среды. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от внешней среды, в которой происходит развитие.

В гуманистической психологии в качестве главной цели личности рассматривается развитие ею своих способностей, ее самоактуализация. Но развить все способности в равной степени невозможно. Полностью гармонически развитый человек — это из области утопических мечтаний. Для человека нужно определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели.

Общие и специальные способности человека

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности — деятельности. Деятельность — функциональное взаимодействие человека с реальностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности человека. Сама деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного развития, возрастания человеческих потребностей.

В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — психические особенности, позволяющие человеку достичь высоких результатов в выполнении специальной деятельности. Это графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически- организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, — гениальность (от лат. genius — дух) (рис. 1).

Рис. 1. Система способностей и задатков

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности , его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть, гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Профессионально важные качества (ПВК) - это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылками профессиональной деятельности, и ее новообразованиями, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношение к труду и к другим людям. Мотивы, цели, интересы и т.п. мы рассматривали в отдельной лекции, а сейчас попытаемся охарактеризовать такие составляющие ПВК, как профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость.

Согласно А. В. Карпову, профессионально важные качества (ПВК) делятся на 4 основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

Абсолютные ПВК - свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

Относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

Мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

Анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

Любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив–цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).

Во всех видах деятельности принято различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за ее исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации. Поэтому принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Профессиональные способности - это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. В литературе отмечается, что личность выбирает профессиональную деятельность в соответствии с ее способностями, сложившимися на предыдущих этапах развития. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Потенциальные способности являются условиями развития новых видов деятельности. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Различают общечеловеческие способности, а также общие профессиональные и специальные способности.

Общечеловеческие способности - это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую деятельность. К ним относят:

Способность к жизни (жизнеспособность);

Способность к труду (трудоспособность);

Способность к активности и саморегуляции;

Способность к общению, к сотрудничеству с другими людьми,

Способность к профессиональной этике, к ответственности за результаты своего труда;

Способность к помехоустойчивости, к преодолению препятствий.

Для противостояния неблагоприятным воздействиям среды на фоне общечеловеческих возникают специальные способности (технические, гуманитарные, художественные, музыкальные и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности. Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, - это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, мнестическое - и даже может стать соответствующим навыком.

Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с ними. Различают общие и специальные профессиональные способности.

Общие профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа, знак, художественный образ).

Специальные профессиональные способности - это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.

Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность.

В том случае, если у человека нет необходимых для избираемой деятельности способностей, он может пойти по одному из двух путей: либо отказаться от своего выбора и переключиться на что-либо другое, близкое, либо вспомнить о замечательном свойстве психики человека - компенсации. Компенсация способностей - это возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет более ярко выраженных личных качеств.


Психотерапия: предмет, основные задачи, методы. Содержание основных понятий и связи между ними. Психологическая помощь, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия.

Психотерапия – это:

- "особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера" ;

- "средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными";

- "длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений";

- "персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями".

Задачи психотерапии:

Сочувствие и попытка понять психические трудности человека

Объяснение человеку причин его психических проблем. Обучение методикам, предназначенным для облегчения неприятных переживаний

Предоставление информации относительно природы и источника психических нарушений и предложение альтернативных вариантов лечения

Выработка оптимистических взглядов на процесс лечения и возможности выздоровления путем укрепления доверия во взаимоотношениях с врачом

Обогащение знаний человека о природе его эмоционального реагирования, способствующее изменению его поведения и отношения к различным явлениям.

Методы психотерапии:

Гипнотерапия.

Внушение и самовнушение.

Аутогенная тренировка.

Рациональная психотерапия.

Коллективная и групповая психотерапия.

Наркопсихотерапия.

Поддерживающая психотерапия.

Переучивающая психотерапия.

Реконструктивная психотерапия.

Личностно-ориентированная психотерапия.

Суггестивная психотерапия.

Поведенческая психотерапия.

Симптомо-центрированные методы.

Личностно-центрированные методы.

Социо-центрированные методы.

Методы, направленные на понимание и преодоление проблем.

Методы, направленные на понимание себя, своих мотивов, ценностей, целей, стремлений и пр.

Методы, направленные на подавление эмоций.

Методы, направленные на выражение эмоций.

Механистические методы.

Гуманистические методы.

Методы, связанные с индентификацией.

Методы, связанные с созданием условий.

Методы, связанные с проникновением в сущность.

Динамическая психотерапия.

Поведенческая психотерапия.

Опытная психотерапия.

1. Психотерапевтическое вмешательство – это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выборов средств воздействия, т.е. методов. Термин «психотерапевтическое вмешательство» может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и т.д., а также общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией. На основании этого выделяют три основных типа психотерапевтического вмешательства, соответствующих трем направлениям в психотерапии: психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами.

2. Аутогипноз - гипнотическое состояние, вызываемое субъектом по собственной инициативе;

3. Перенос - перенос пациентом на психоаналитика чувств, испытываемых им к другим людям в раннем детстве, т. е. проекция ранних детских отношений и желаний на другое лицо;

4. Позиция психотерапевта - ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с пациентами. Ведущие параметры: авторитарность- партнерство в выборе целей и задач психотерапии и директивность-недирективность в их технической реализации, являющаяся одновременно мерой разделения ответственности за результаты психотерапии и активности психотерапевта.

Психологическая помощь, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия.

Психологическая помощь - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Виды психологической помощи:

Психопрофилактика(предупреждение).

Психологическое просвещение.

Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Психологическое консультирование традиционно рассматривается как процесс, направленный на помощь человеку в разрешении или поиске путей разрешения возникающих у него проблем и затруднений психологического характера. Можно выделить три основных подхода к психологическому консультированию:

1. проблемно-ориентированное консультирование, фиксирующееся на анализе сущности и внешних причин проблемы, поиск путей решения;

2. личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностых причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей их предотвращения в будущем;

3. консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым, две основные точки зрения на него:

1. Одна из них, заключается в признании полной идентичности этих понятий. При этом, не учитывается, что психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине, но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую психологическую коррекцию.

2. Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи спихопрофилактики на всех ее этапах, в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

Задачи психологической коррекции могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах. Психотерапия и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психотерапии, которые взаимопересекаются, но полностью не исчерпывают одна другую.


52. Донаучный этап развития психотерапии: мистический подход, магические практики. История становления научного этапа психотерапии: основатели психотерапии, основные направления (психодинамическое, поведенческое, гуманистическое)

Донаучный этап развития психотерапии

Донаучный период в истории психотерапии, который не признают многие учёные, берёт своё начало в глубокой древности. Во время этого периода для лечения психических болезней применялись различные тайные ритуалы и магические практики. С древних времён люди, которым требовалась психотерапия, обращались к шаманам, колдунам, знахарям, жрецам, монахам, священникам. Этот этап охватывает несколько тысячелетий, постепенно появлялись целые социальные структуры, которые оказывали «психологическую» помощь. Этот период пронизан магическими практиками, опирающимися на мифологию древних культур, теологическими толкованиями, мистериями, "тонким чувствованием" и тайными интуитивными знаниями адептов, верой в существование сверхъестественных сил. Именно эти мистические стремления нашли свое выражение в многоликих и причудливых обрядах - от невзыскательно-простых до весьма сложных, но всегда окруженных ореолом таинственности. При всем многообразии мистических подходов, будь то гулкие удары гонга в египетских храмах, неистовый ритм бубна шамана, хоровые пения и танцы африканских колдунов, запах и дым благовонных курений в индийских монастырях, бесконечный речитатив молитв, мерцание свечей и блеск церковного убранства, результаты этих приемов и средств очень похожи. За всей их таинственностью зачастую стояло внушение и самовнушение, развивающееся на фоне наведенного транса или гипнотического состояния. Столетиями мистика была властительницей в толковании подобных феноменов, да и душевных болезней в целом.

Методы психотерапии на донаучном этапе:

1. Медитативные практики. В европейской культуре нередко слово «медитация» отождествляют с понятием «релаксация». Действительно в процессе медитации возникает состояния расслабленности и покоя, но это скорее побочный эффект, а не цель. Цель медитации – остановка внутреннего диалога, выход за рамки вербального восприятия мира, остановка дискурсивно-логического мышления, активизация более глубоких бессознательных слоев.

Для этого часто используют дополнительные средства концентрации, которые позволяют дистанцироваться от типичных паттернов «потока сознания», круговорота мыслей, мысленных игр, внутренних конфликтов. Выделяют два типа концентрации – на объекте и на процессе.

В качестве объекта для концентрации выступают: собственное дыхание; мандала; пламя свечи; точка на стене; парадоксальная задача и др.

2. Парадоксальные приемы. В практике психотерапии использовались техники, основанные на парадоксальном воздействии. Психотерапевтическая ценность остановки внутреннего диалога уже описывалась выше, следует только заметить, что значимость и культурная ценность подобного результата намного выходит за рамки психотерапии, хотя и может быть обозначена как «опыт высших, мистических состояний».

3. Метафорическая коммуникация. Метафора активно используется в качестве метода в психотерапевтической практике различными школами, ее специально конструируют или обращают к уже готовым источникам (притчи, сказки, анекдоты, загадки, поговорки, житейские истории и т.п.). Их сюжет соотносится с проблемной ситуацией клиента, но хорошая метафора при этом должна содержат еще нечто, чтобы расширило и обогатило проблемное поле: структурирование ситуации, разгадку, другой ракурс видения ситуации, юмор, дополнительные символы и смыслы. Метафора основной способ передачи знаний в священных книгах различных религий. Ментальный опыт, который сложно поддается вербализации, часто представляется в метафорической форме.

Особым видом метафоры, описывающей миропонимание и социальное устройство, является миф (космогонический, религиозный и т.п.). Это способ отражения, рефлексии мироустройства, коррекционный механизм которого можно обозначить как внесение структуры в хаос.

4. Трансовая коммуникация. Индукция измененного состояния сознания обязательная процедура помощи при телесных и душевных недугах в традиционных культурах, объектом воздействия является и отдельный человек, и группа. При этом используются психоактивные вещества (растения, грибы и т.п.), метафора, ритм. Воздействие ритмом один из наиболее распространенных приемов: песнопение, ритмичное повторение одних и тех же фраз, пение мантр, молитва, танец, монотонная ритмичная деятельность и т.п.

Трансовая коммуникация чаще выступает не как самостоятельный метод, а как часть специальных ритуалов, в том числе ритуалов инициации.

5. Ритуалы инициации можно рассматривать и как форму, процесс и как метод психологической коррекции. В жизни каждого человека или социальной группы бывают критические периоды, предсказуемые (ритмичные, возрастные, сезонные) и непредсказуемые. Существует способы и механизмы, помогающие личности и группе проживать эти периоды адаптивно, обеспечивающие выживание в экстремальных условиях. Основным контекстом такого вида психологической помощи является символическая смерть переходного объекта (личности, группы) и последующее возрождение. Старая личность с ее психологическими трудностями «умирает» и «рождается» новая личность с новым именем, новыми возможностями и ресурсами. В ритуальном смысле «умирание» предполагает использование психоактивных препаратов, социальную смерть адепта (лишение социального статуса, социальных прав, одежды, гендерных различий), использование символики смерти и внутриутробного существования. Такого рода глубокий регресс подразумевает ассимиляцию ресурсов коллективного бессознательного.

Важный компонент ритуалов инициации – наличие испытаний и, как один из вариантов, испытание болью. Ценность такого события заключается, возможно, не столько в проверке мужественности и выносливости, сколько в способности адепта сохранять «себя», свою человечность (внимание, контроль, границы личности) в экстремальных условиях. К признакам ритуалов инициации можно также отнести: манипуляцию с волосами; половую амбивалентность; уединение, запрет выходить из дому; невидимость, слепоту, переодевание в лохмотья; молчание, запрет на похвальбу (немота); символику смерти и рождения, имитацию проглатывания адепта каким-либо чудовищем (например, рыбой, тотемным животным).

Ритуалы обычно вписываются в контекст определенного религиозного, космогонического мифа и с развитием культуры приобретают характер мистерий. Более поздние культурные варианты мистерий утрачивают инициирующий, трансформирующий смысл, становятся виртуальными, формой без содержания.

6. Герменевтические процедуры. Толкование сновидений, различные варианты гадания (руны, и-цзин, таро и др.) один из наиболее древних способов душеведческой помощи. Коррекционный механизм этих методов, вероятно, можно обозначить как внесение структуры в хаос (жизненный хаос, хаос бессознательного, хаос будущего). На карту «малознакомой местности» наносятся знаки, ставятся опознавательные вехи, что позволяет лучше ориентироваться, прокладывать путь, двигаться дальше из тупиковой ситуации. При этом знаковая система, которая лежит в основе толкования, может быть разной, и речь идет не о правильности интерпретации, а о «разрешимости проблемной ситуации» с помощью предлагаемой «карты местности».

7. Телесно-ориентированные методы. Метафора «стабильная/нестабильная энергия - как только энергия исчерпана, эта стабильная позиция утрачивается, и игрушка начинает заваливаться из стороны в сторону.

Еще одна сторона телесных походов это максимальная концентрация на процессе, на каждом движении, что в свою очередь также приводит к гармонизации внутреннего мира. Опыт такой концентрации может возникнуть у ученика спонтанно, в экстремальных условиях или с помощью учителя, но все же не стоит питать иллюзий по поводу «легкости» пути. В том случае, если уровень энергии низкий, нестабильный, телесная практика, а уж тем более попытки концентрации, будут длительное время вызывать скуку.

8. Сакральная символика. Большинство религиозных традиций используют в ритуалах священные символы: пантеон божеств и святых, их изображения, мандала, янтра и т.п. Ритуализация религиозных служб в христианской церкви обладает коррекционным потенциалом не столько в силу «процессуальности», так как, возможно, глубокая концентрация на процессе от участников не требуется, сколько в силу символической насыщенности. Символика религиозной службы аппелирует к архетипам коллективного бессознательного, обеспечивая их объективацию, диалог с ними, а значит и возможность коррекции. Современной аналогией в данном случае являются юнгианский подход, где один из технических приемов – поиск символа вербального или невербального для обозначения архетипа, и организация диалога с этим символом.

9. Катарсис как метод и как результат мы можем встретить в традициях античного театра, в процессе исповеди, в мистериях и ритуалах, на карнавале. Это может быть индивидуальным переживанием, либо особым коллективным опытом.

Институт исповеди достаточно понятный и распространенный в христианской культуре метод. Рассказ о жизненных трудностях внимательному человеку сам по себе приносит облегчение в переживании психологической проблемы. Катартический эффект выговаривания предполагает также релаксацию, снижение тревоги. Хотя в психоанализе, фрейдовском или юнгианском, катарсис не принято считать результатом терапии, а только лишь промежуточным звеном.

История становления научного этапа психотерапии: основатели психотерапии, основные направления (психодинамическое, поведенческое, гуманистическое)

1. Период становления поля научных исследований (1927–1954).

К этому этапу, по аналогии со взглядами Х. Кэхеле, могут быть отнесены первые публикации, первые представления о появляющихся направлениях психотерапии. Так, в конце 20-х – начале 30-х годов Психоаналитические институты Берлина, Лондона, Чикаго и другие начали публикации катамнестических данных за длительный период. К этому же периоду относятся первые описания методов психотерапии, основанные на принципах научения. К началу 40-х годов относится появление клиент-центрированной терапии К. Роджерса и его первые исследования изменений в процессе психотерапии и др.

Необходимо обратить внимание на такой аспект эволюции психотерапии, как появление на психотерапевтической арене психотерапевтов-психологов. Если во времена Фрейда психотерапией занимались исключительно медики, то после Второй Мировой войны всё большее количество психологов начинают практиковать психотерапию. Последователи К. Роджерса, а также сторонники когнитивно-бихевиоральной психотерапии были в своем большинстве психологами. Нехватка специалистов в области психического здоровья в послевоенные годы способствовала тому, что даже непрофессионалы (школьные психологи, социальные работники, младший медицинский персонал), пройдя одно-двухгодичные курсы подготовки, стали выступать в роли психотерапевтов. Не все специалисты принимали идею таких сокращённых программ, и иногда этот вид обучения воспринимается как угроза классическому психотерапевтическому образованию. Однако исследования эффективности работы «парапрофессионалов» и профессиональных психотерапевтов (были получены противоречивые результаты, что не является редкостью для исследований психотерапии вообще) показали, что работа «парапрофессионалов» нередко оказывалась сопоставима с работой их более высокообразованных коллег. В настоящее время эти результаты подвергнуты критике, так при их получении не соблюдался целый ряд важных условий. Современные данные указывают на важную роль опыта психотерапевта в успехе лечения.

2. Период поиска научной опоры (1955–1969).

В этот период происходит окончательное оформление основных психотерапевтических школ, и исследования принимают более формализованный и организованный характер. Однако, несмотря на все описанные тенденции до 1970 гг. психоанализ остаётся наиболее влиятельной формой психотерапии, имеющей большое число сторонников и солидную историю. Наиболее известное исследование этого периода – Меннингеровский проект, посвящённый эффективности долговременного психоанализа. Это исследование до сих пор является одним из самых трудоёмких и долгосрочных, и результаты его по сей день вызывают споры. Так, авторы полагают, что нашли доказательства в пользу эффективности долгосрочной раскрывающей психоаналитической терапии, однако в дальнейшем приводились более сдержанные оценки результатов существенной критике подвергалась методология оценки результатов и общий дизайн исследования.

Другим примером исследований описываемого периода является Пенсильванский проект под руководством Д. Люборского, одного из участников Меннингерского проекта, ныне признанного классика в области исследований эффективности психотерапии. Были выделены важные прогностические критерии психотерапии, среди которых основным является мера душевного здоровья пациента, а также восемь лечебных факторов психотерапии (опыт переживания отношений поддержки, способность терапевта понимать и реагировать, возрастающее самопонимание пациента, уменьшение «навязчивости» межличностных конфликтов, способность пациента интернализировать достигнутое в ходе психотерапии, обретение пациентом большей терпимости по отношению к мыслям и чувствам, мотивация к изменению себя, способность терапевта предложить ясную, разумную и действенную технику).

3. Период расширения поля исследований и усиления их целенаправленной организации (1970–1983).

Данный период включает в себя стремительный рост числа эмпирических исследований и оформление основных исследовательских стратегий. Интересы учёных эволюционируют от вопроса об общей эффективности психотерапии к поиску наиболее эффективных специфических интервенций для конкретных психических расстройств. Расширяется число исследуемых переменных, оформляются отдельные направления изучения составляющих психотерапии (процесс терапии, клиент, терапевт). Обсуждаются этические аспекты исследований психотерапии: растёт озабоченность тем, что использование контрольных групп пациентов и групп плацебо может быть несправедливым и даже вредным в отношении этих пациентов.

В эти годы ведутся активные исследования по сравнению эффективности различных школ психотерапии. В первую очередь это касается сравнения так называемых «вербальных» видов терапии (то есть психодинамической и гуманистической) с бихевиоральной и когнитивной. Широкую известность приобрело исследование Luborsky, Singer и Luborsky, в результате которого статистически значимой разницы в эффективности разных подходов обнаружено не было (исследователи вынесли следующий вердикт: «Каждый выиграл и всем положен приз»). При использовании мета-аналитической технологии обобщения результатов разных исследований были получены противоречивые результаты: от отсутствия различий в эффективности до признания пусть незначительного, но стойкого преимущества когнитивных и бихевиоральных подходов над традиционными вербальными и ориентированными на отношения подходами . Расхождения в оценках традиционно связывают с несовершенством исследовательских процедур, обсуждаются также требования к объективности и точности регистрации и анализа данных.

4. Период консолидации методологии исследований и переформулирования прежних выводов (1984–).

Новая эпоха исследований связана с выходом первых руководств по психотерапии и возникновения устойчивой парадигмы исследований, связанной с принципами исследования на основе критериев научно-обоснованной медицины. Основные тенденции этапа: возрастающая сложность исследовательского поля психотерапии: увеличение числа психотерапевтических методов, тенденции к интеграции техник, рост числа диагностических категорий психических расстройств, развитие исследовательских методов, возросшие требования в плане представления убедительных доказательств эффективности, связанные с интеграцией психотерапии в систему страховой медицинской помощи и ростом общественного интереса к психотерапии в целом.

У отечественных специалистов также заметно вырос интерес к оценке результатов применения разных методов, включая психологические. Вместе с тем имеет место явный дефицит обобщающих обзоров современного состояния данной проблемы. В предлагаемой статье подводятся итоги научных исследований процесса психотерапии в аспекте её результатов в широком смысле (outcome) и её эффективности, в плане полезности достигаемых изменений в клиническом и экономическом плане (efficacy).

Наиболее полные описание и анализ итогов исследований в области психотерапии приводятся в последнем пятом издании известного руководства «Handbook of Psychotherapy and behavior change» под редакцией A. Bergin и S. Garfield. Рассматривая исследования результатов и эффективности психотерапии в исторической перспективе, C. Hill и M. Lambert – авторы главы о методологии такого рода исследований – выделяют семь параметров, по которым происходило их развитие.

Основные направления психотерапии:

1. Психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Разновидности психодинамического подхода, наряду с классическим психоанализом З. Фрейда:

Индивидуальная психология А. Адлера;

Аналитическая психология К. Г. Юнга;

Эго–психология (А. Фрейд, Г. Хартман, Д. Клейн, рассматривавшие эго как творческую адаптивную силу);

Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, шедшие по пути Адлера в рассмотрении роли социальной среды в формировании личности);

Теоретики объектных отношений (М. Клейн, О. Кернберг, Г. Кохут).

Последние подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и так называемыми «первичными фигурами», обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают удовлетворение физических и психологических потребностей ребенка.

В качестве группового метода в психоаналитическом направлении выступает групп–анализ, основателем которого является видный британский психоаналитик Зигмунд Фоулкс.

Были выдвинуты три основные модели психоаналитически ориентированной групповой психотерапии, основные принципы которых очень кратко можно выразить так:

Психоанализ в группе;

Психоанализ группы;

Психоанализ через группу или посредством группы.

Первую модель разрабатывали американские психологи Вульф и Шварц, пытавшиеся воспроизвести индивидуальную аналитическую обстановку на группе.

Психотерапевтический процесс протекал следующим образом: анализ поочередно проходили члены группы в присутствии остальных, и ведущий с каждым взаимодействовал индивидуально, не обращаясь к группе в целом. По мнению приверженцев этого подхода, участники группы - наблюдатели происходящего индивидуального психоанализа - не являются пассивными зрителями, а сами включаются в процесс, внутренне сопереживая и эмпатируя пациенту, с которым работает групп–аналитик.

В настоящее время от этой модели подавляющее число специалистов отказалось.

М. Клайн и В. Байон использовали иную модель, основная идея которой заключалась в том, что ведущий пытался проводить психоанализ всей группы сразу.

Основная концепция 3. Фоулкса сводится к взаимодействию ведущего и группы как некой целостности. В этом случае происходит объединение трех указанных выше моделей - психотерапия в группе, группы и через группу.

Еще одной разновидностью психодинамического подхода является отечественная личностно–ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на психологии отношений В. Н. Мясищева. Ее главная цель - реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего искаженных межличностных отношений в родительской семье.

Гуманистическая психотерапия основывается на следующих положениях:

Лечение есть встреча равных людей (иногда вместо понятия «встреча» используется калька с английского - термин «энкаунтер»);

Улучшение у клиентов наступает само, если терапевт создает правильные условия - помогает осознанности, самопринятию и выражению клиентом своих чувств;

Наилучший способ - создание отношений безусловной поддержки и принятия;

Клиенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.

При анализе работ представителей экзистенциально–гуманистического направления, возникшего в начале пятидесятых годов прошлого столетия, следует подчеркнуть, что во многом благодаря именно им понятие «Я» как чрезвычайно важного в личностном развитии феномена (английский термин «self» - «самость») после длительного перерыва вновь оказалось в центре внимания психологов и психотерапевтов. Первым указал на огромное значение «самости» Г. Олпорт, им же впервые было введено понятие «образ самого себя». К безусловным заслугам Олпорта можно с полным правом отнести и его разработку проблемы воздействия будущего на развитие личности и ее самосознание. Он отмечает, что высшие мотивы, порождающие обращение в будущее системы целей, к свободной реализации своих потенций, составляют ядро личности, или «Я». Представители этого направления, объявившие себя «третьей силой» в психологической науке, строили свои концепции в острой полемике с бихевиоризмом и фрейдизмом, делая особый акцент на роль самосознания в стремлении личности к самосовершенствованию, подчеркивали ее уникальность. А. Маслоу утверждал, что наивысшей человеческой потребностью является стремление к самоактуализации.

Основополагающими идеями этого направления стали представления о человеке как о существе, изначально активном, стремящемся к расширению пространств своего бытия, имеющем почти безграничные возможности позитивного личностного роста. Экзистенциальная сущность человека раскрывается прежде всего в пограничной ситуации между жизнью и смертью. Поэтому центральными категориями человеческого бытия выступают смерть, свобода, изоляция, бессмысленность.

Одной из главных причин заболевания или серьезных психологических проблем является «блокирование» проявления человеком его подлинности, экзистенции, безуспешный поиск смысла своей жизни. Важнейшими целями психологической помощи человеку выступает создание условий для восстановления аутентичности личности, осуществление ею своих истинных возможностей, освобождение творческого потенциала, раскрытия соответствия ее экзистенции своей истинной природе.

В психотерапии к экзистенциально–гуманистическому направлению относят: клиент–центрированную психотерапию, гештальттерапию, логотерапию, психодраму, первичную терапию Янова, трансцендентальную медитацию, экзистенциальную психотерапию, дзэн–психотерапию и др.

Пожалуй, наибольшее влияние из всей зарубежной психологии на современное состояние отечественной психологической науки оказали идеи клиент–центрированной психотерапии К. Роджерса, который развил феномена–листический подход в понимании Я–концепции, опираясь на следующие положения:

1. Поведение человека зависит от его субъективного индивидуального восприятия;

2. Всякое восприятие преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я–концепция;

3. Я–концепция - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение;

4. Я–концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения.

Очень часто причиной внутренних психологических конфликтов является расхождение между представлением человека о себе реальном и тем, кем он хочет стать. Только настоящие, глубокие человеческие отношения могут, по мнению Роджерса, уничтожить этот разрыв между «реальным» и «идеальным Я». Фундамент лечения по Роджерсу - знаменитая триада: безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность.

Задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь человеку осознать и преодолеть экзистенциальные конфликты.

Поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Психотерапия связана с необходимостью формирования у обратившегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков, что реализуется с помощью следующих методов.

Для правильного выбора профессии необходимо знать требования, которые предъявляются профессией к человеку, а также учитывать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Для самореализации в профессиональном плане огромное значение имеют интересы, склонности и способности личности.

Интересы и выбор профессии

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. В психологии под интересом понимается активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако это несовместимые словосочетания с точки зрения логики, поскольку интерес – это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, а другому нет. Не существует неинтересных предметов, есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы у различных людей неодинаковы.

Интересы различаются:

  • по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);
  • по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);
  • по глубине (глубокие или поверхностные);
  • по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета интересы закрепляются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности.

Склонности и выбор профессии

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Можно говорить о склонности к работе, если человека привлекает не только результат, но и сам процесс работы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело – интересоваться книгами о животных, но совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

  • склонность к работе с людьми;
  • склонность к работе с техникой;
  • склонность к работе с условными знаками;
  • склонность к работе с растениями и животными;
  • склонность к работе с художественными образами.

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Способности и выбор профессии

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди усваивают знания, умения и навыки быстрее и лучше, чем другие. Что же такое способности?

Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями. Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство.

Различают общие умственные и специальные способности.

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

  • учебные и творческие;
  • математические;
  • конструктивно-технические;
  • музыкальные;
  • литературные;
  • художественно-изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие предполагают создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

В составе математических способностей большую роль играют математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач), способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из определенных деталей новые комбинации), техническое мышление.

Музыкальные способности составляют единство ладового чувства, проявляющегося в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, абсолютного слуха (способности точно определять высоту звука), вокальных способностей.

В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение.

К художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций и световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только общие умственные и сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т. д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару и др. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

Екатерина ПАСТУШКОВА

Поделиться