Готовые презентации по биологии. Презентации по биологии. Органический мир можно разделить на четыре царства

Биология – увлекательная наука, благодаря которой ученики могут узнать строение окружающих организмов и своего собственного тела, осознать само понятие слова «жизнь». Но далеко не всегда полезное становится интересным. Наши презентации по биологии помогут интересно и увлекательно рассказать о тех темах, которые были бы намного более труднодоступны при простом прочтении из учебника. От амёб до экосистем – все презентации помогут лучше познать окружающий мир.

Презентации по биологии выполнены в программе PowerPoint, у нас вы найдете большой ассортимент презентаций по биологии, которые можно скачать абсолютно бесплатно. Для этого достаточно выбрать нужную презентацию и кликнуть по кнопке «скачать». Также есть возможность просмотреть все содержимое выбранной работы, просмотреть каждый слайд чтобы решить подходит ли Вам она. Благодаря удобному поиску по всем презентациям Вы сможете легко найти интересующую Вас тему.

План 1.Биология как система наук 2.Значение биологии среди других наук 3.Краткая история развития биологии 4.Методы исследования в биологии 5.Определение понятия «жизнь» 6.Свойства живого 7.Уровни организации живой материи 8.Разнообразие живых организмов


Биология как система наук Биология наука о жизни (от греч. биос жизнь, логос наука) система наук о живых организмах, их строении, процессах жизнедеятельности, взаимосвязи между собой и средой обитания, происхождении, разнообразии, закономерностях развития изучает закономерности жизни и развития живых существ относится к естественным наукам


Биология - Это совокупность наук о живой природе От греч. «bios» – «жизнь», «logos» – «наука Предмет ее исследований Многообразие проявлений жизни: Строение и функции живых организмов, природных сообществ; Их происхождение и распространение; Связи друг с другом и неживой природой. Многообразие проявлений жизни: Строение и функции живых организмов, природных сообществ; Их происхождение и распространение; Связи друг с другом и неживой природой.











3. Появление древних государств (Греция, Рим) Систематизация знаний о человеке, растениях, животных АристотельТеофраст Гален Описал около 500 видов животных. Создал первую систему их классификации. Заложил основы сравнительной анатомии. Считал, что живая материя возникла из неживой «Отец» ботаники. Описал разные органы растений. Заложил основы классификации растений. Считал, что живая материя возникла из неживой Выдающийся римский врач. «Отец» медицины. Описал органы человека. Заложил основы анатомии человека Основа для развития европейской биологической науки, не менялась до VIII в. н.э.


Аристотель (384–322 гг. до н.э.) Гален (гг. н.э.) Теофраст (372–287 гг. до н.э.) Выдающиеся ученые Др.Греции


4. Период Средневековья (V–XV ст. н. э.) Торможение развития биологии, преобладание религиозных взглядов о создании материи Богом Биология развивалась преимущественно как описательная наука. Накопленные факты часто были искаженными. Развитие получила алхимия.


5. Период Возрождения (ХVІ–XVІІІ ст. н. э.) Развитие биологической науки, изучение строения и функций различных биологических объектов Роберт Гук (1635–1703) Изобретение микроскопа, введение термина «клетка» Антони ван Левенгук (1632–1723) Наблюдал одноклеточные организмы, клетки крови, сперматозоиды Карл Линней (1707–1778) Ввел термин «вид» Основал современную систематику Создал собственную классификацию растений и животных Ввел латинские названия видов, родов (бинарная номенклатура) Описал свыше 7500 видов растений и около 4000 видов животных


6. Создание клеточной теории и развитие эволюционных идей (ХІХ ст. н. э.) Резкий всплеск развития биологии, борьба материалистических и идеалистических взглядов о возникновении материи Теодор Шванн (1810– 1882) Один из авторов клеточной теории (Шлейден и Вирхов) Жан- Батист Ламарк (1744–1829) Автор первого эво- люционного учения Чарльз Дарвин (1809–1882) Автор первой эволюцион- ной теории Эрнст Геккель (1834–1919) Ввел термин «экология». Заложил основы филогении


7. «Генетический» период (с 1900 года) Преобладание материалистических взглядов, открытие закономерностей наследственности и изменчивости Гуго де Фриз (1848–1935) Термин «мутация» Карл Корренс (1864–1933) Вторично открыл и подтвердил законы Менделя Уильям Бетсон (1861–1926) Термин «генетика» (1908) Томас Хант Морган Хромосомная теория наследственности Уотсон и Крик Структура ДНК (1953) Грегор Мендель (1822–1884)






Определение понятия «жизнь» ЖИЗНЬ Аристотель: «Питание, рост и старение» Тревиранус: «Однообразие процессов с отличием внешних воздействий» Современное понимание: «Особый способ существования организмов, важными факторами которого является обмен веществ с окружающей средой и самовоспроизведение» …это процесс размножения и эволюции, происходящий благодаря способности запоминать благоприобретенные признаки Современное определение: «Это особая форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, элементарная форма существования вида и единица эволюции» …это живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров белков и нуклеиновых кислот. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел…» Павлов: «Сложный химический процесс»


Свойства живого Единство химического состава. Клеточное строение. Дискретность и целостность. Единый принцип структурной организации. Питание, дыхание, выделение Обмен веществ и энергии. Самовоспроизведение. Самообновление. Саморегуляция Наследственность и изменчивость. Рост и развитие. Раздражимость и движение. Адаптивность Ритмичность


Уровни организации живой материи МолекулярныйКлеточныйОрганизменныйПопуляционно-видовойБиогеоценотическийБиосферный Граница между живым и неживым (молекулы, атомы) Клетка – структурная единица живого Уровень целого организма Вид – единица эволюции Система «живые организмы+абиотические факторы» Все живые организмы планеты и их среда обитания

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ

Умаралиева М. Т.

Учитель биологии академического лицея при Ташфарми


  • Биоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος - жизнь + λόγος - учение , наука ) - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой .

  • Биология изучает все аспекты жизни , в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле . Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов , взаимодействие между собой и с окружающей средой .

  • Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами:
  • Фридрихом Бурдахом в 1800 году ,
  • Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом в 1802 году
  • Жаном Батистом Ламарком .

  • В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов:
  • клеточная теория ,
  • эволюция ,
  • генетика ,
  • гомеостаз
  • энергия .
  • В настоящее время биология - стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине и биомедицине

Формы жизни

  • Неклеточные формы жизни
  • вирусы
  • бактериофаги
  • Клеточные формы жизни-органический мир

Прокариоты Эукариоты

Бактерии - грибы

Сине – - растения

зеленые - животные

водоросли (цианобактерии)


Органический мир можно разделить на четыре царства

бактерии

грибы

растения

животные


Что объединяет бактерий, грибов, растений, животных в один единый органический мир?

Что у них общего?




СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

1. Клеточное строение

8. Движение

9.Раздрожимость

10.Рост

12.Разможение

13.Регенерация

7.Выделение

14.Саморегуляция


  • Общность химического состава . Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.
  • Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы.

1. Клеточное строение

Кле́тка - структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят, как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению, либо является одноклеточным организмом.


  • Обмен веществ – все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, т.е. поглощает из неё вещества необходимые для питания, и выделяют продукты жизнедеятельности.

  • - свойство родителей передавать свои признаки и особенности развития следующем поколениям. Благодаря этому все особи в пределах вида сходны между собой.

  • Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей генетической информации, которая хранится в молекулах ДНК.

  • -способность организмов проявлять новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости все особи в пределах вида различны между собой.

  • - процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности , в частности, для восполнения запаса энергии и реализации процессов роста и развития .

Источник углерода

Источник энергии

Неорганический углерод

Световая энергия

Органический углерод

Автотрофы (самопитающие)

Химическая энергия

Фототрофы

Гетеротрофы

Зеленые растения

Хемотрофы

Фотосинтезирующие бактерии

Хемотрофные бактерии N, H,S,Fe (ненуждаются в готовой пище)

Сапрофиты


  • Автотрофы (автотрофные организмы) – организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ (растения и некоторые бактерии). Иначе говоря, это организмы, способные создавать органические вещества из неорганических – углекислого газа, воды, минеральных солей.

  • В зависимости от источника энергии автотрофы делят на фототрофов и хемотрофов.
  • Фототрофы организмы, использующие для биосинтеза световую энергию (растения, цианобактерии).
  • Хемотрофы организмы, использующие для биосинтеза энергию химических реакций окисления неорганических соединений (хемотрофные бактерии: водородные, нитрифицирующие, железобактерии, серобактерии и др.).

  • Гетеротрофы (гетеротрофные организмы) – организмы, использующие в качестве источника углерода органические соединения (животные, грибы и большинство бактерий). Иначе говоря, это организмы, не способные создавать органические вещества из неорганических, а нуждающиеся в готовых органических веществах.

  • Сапрофиты организмы, питающиеся, мертвой разлагающиеся пищи. Выделяют ферменты непосредственно на продукт питания, который подвергается перевариванию или расщеплению и всасывается сапрофитом.
  • Например: зеленая эвглена, бактерии брожения, бактерии гниения, дрожжи, плесневые грибы, шляпочные грибы

  • -процесс при котором органические вещества, полученные в качестве пищи подвергаются окислению, расщеплению и при этом выделяется энергия, которая расходуется на синтез АТФ.
  • Аэробное дыхание
  • С 6 Н 12 О 6 +6О 2 →6СО 2 +6Н2О+Q 38АДФ+ 38Н 3 РО 4 →38 АТФ
  • Анаэробное дыхание:
  • А) молочнокислое брожение:
  • С 6 Н 12 О 6 → 2 молочные кислоты+Q 2АДФ+2Н 3 РО 4 →2АТФ
  • В) спиртовое брожение:
  • С 6 Н 12 О 6 →этиловый спирт + СО 2 +Q 2АДФ+2Н 3 РО 4 →2АТФ

  • –ответная реакция живых организмов на воздействие факторов внешней среды:
  • 1)Ответная реакция живых организмов которые не имеют нервную систему называют: таксисом, тропизмом, настией.
  • Фототаксис – двигательные реакции свободно передвигающиеся назших растений и животных под влиянием света(зеленая эвглена, хламидомонада)
  • Фототропизм – двигательные реакции растения под воздействием света, направление которых зависит от направления света.
  • Фотонастия –двигательные реакции растений под воздействием света, направление которых не зависит от направления воздействия.
  • 2)Ответная реакция живых организмов имеющая нервную систему называют рефлексом .

  • (репродукция или самовоспроизведение) –свойство организмов воспроизводить себе подобных.
  • Живые организмы размножаются двумя способами:
  • а) бесполое размножение;
  • б) половое размножение.


Рост

  • Рост

количественное увеличение с сохранением собственного строения.


  • качественное обновление.
  • У живых организмов различают:
  • а)индивидуальное развитие- онтогенез (Геккель, 1866)
  • б)историческое развитие- филогенез .

  • Регенерация – восстановление утраченных частей тела (ткань, орган, клетка) после повреждения
  • Саморегуляция - каждый организм имеет механизм саморегуляции. Это свойство связано с гомеостазом.
  • Гомеостаз – обеспечение постоянства внешнего строения, внутренней среды, химического состава и протекания физиологических процессов в ответ на непрерывно меняющейся условия внешней среды.

  • – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой.

  • – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.

  • Уровни организации живых систем отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы.
  • Уровень жизни – это форма и способ ее существования . Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования.

  • Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями);
  • Органоидно - клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.
  • Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма.
  • Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций.
  • Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания.
  • Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.


  • 1. Главный признак живого –
  • 1) движение;
  • 2) увеличение массы;
  • 3) рост;
  • 4) обмен веществ и энергии;
  • 2. Что является единицей строения и жизнедеятельности организма?
  • 1) Ткань.
  • 2) Система органов.
  • 3) Орган.
  • 4) Клетка.
  • 3. Какие признаки характерны для всех живых организмов?
  • 1) Активное передвижение.
  • 2) Дыхание, питание, рост, размножение.
  • 3) Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей.
  • 4) Образование органических веществ из неорганических.

  • 4. Клеточное строение организмов свидетельствует:
  • 1) о сходстве живой и неживой природы;
  • 2) о единстве органического мира;
  • 3) о связи организма со средой;
  • 4) об отличии растений и животных.
  • 5. Все организмы способны к
  • 1) дыханию, питанию, размножению
  • 2) активному передвижению в пространстве
  • 3) образованию органических веществ из неорганических
  • 4) поглощению из почвы растворенных в воде минеральных веществ
  • 6. Грибы – живые организмы, так как они
  • 1) питаются, растут, размножаются;
  • 2) изменяются под воздействием среды;
  • 3) имеют разнообразную форму и размеры;
  • 4) составляют одно из звеньев экосистемы.

  • 7. Генетика – наука, изучающая закономерности:
  • 1) наследственности и изменчивости организмов
  • 2) взаимоотношения организмов и среды
  • 3) исторического развития органического мира
  • 4) индивидуального развития организмов 8. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:
  • 1) генетика 3) селекция
  • 2) цитология 4) фенология 9. Живые системы считаются открытыми потому, что они:
  • 1) построены из тех же химических элементов, что и неживые системы
  • 2) обмениваются веществами, энергией и информацией с внешней средой
  • 3) обладают способностью к адаптациям
  • 4) способны размножаться
  • 10. Межвидовые отношения начинают проявляться на … уровне:
  • 1) биогеоценотическом 3) организменном
  • 2) популяционно-видовом 4) биосферном

  • Ответы:
  • 1 – 4
  • 2 – 4
  • 3 – 2
  • 4 – 2
  • 5 – 1
  • 6 – 1
  • 7 – 1
  • 8 – 2
  • 9 – 2
  • 10 - 2

Данная презентация актуальна для подготовки к Всероссийской проверочной работе по биологии учащихся 6 классов. Работа выстроена на материале образца Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации "Биология. 6 класс". Образец 2018.

Представлены две версии презентации: одна с ответами, вторая без ответов. Это сделано для удобства учителю, если он предполагает предварительный контроль с последующим разбором допущенных ошибок, то можно использовать версию презентации без ответов.

Если учитель планирует одновременные вопросы-ответы, то можно использовать версию презентации с ответами, где сначала на слайде появляется вопрос и учащимся дается возможность ответить на данный вопрос, а затем по щелчку появляются ответы.
Имеются ссылки на конкретные вопросы и возврат на слайд с номерами вопросов.

С уважением, Феоктистова Т.И.

Целевая аудитория: для 6 класса

Данная презентация создана к уроку биологии по программе И.Н. Пономаревой к учебнику В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.

Презентация ознакомит учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб, как представителей п/типа Черепные (позвоночные).

Данная презентация актуальна для подготовки к Всероссийской проверочной работе по биологии учащихся 5 классов. Работа рассматривает вопросы ВПР на примере 1 варианта 2017 года.

Каждый слайд снабжен картинкой по теме конкретного вопроса, что концентрирует внимание учащегося и активирует память из заданной темы.

Сначала на слайде появляется вопрос и учащимся дается возможность ответить на данный вопрос, а затем появляются ответы. Учащиеся проверяют правильность данного ими ответа, разбираются допущенные ошибки.

Работа добавлена на конкурс "Моя презентация к уроку". Данная презентация создана к уроку биологии по программе И.Н. Пономаревой к учебнику В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Презентация поможет вспомнить учащимся основные систематические группы животных, а также рассмотреть влияние человека на животных.

Целевая аудитория: для 7 класса

Данная презентация предназначена для уроков биологии в 9 классе. Разработка ориентирована на учебник "Биология. 9 класс" под редакцией Пономаревой И.Н.

В презентации имеются контрольные задания: задание на установление правильной последовательности событий; задание со схемами; сводная таблица для домашнего задания.

ЦОР «Эндокринный аппарат и гуморальная регуляция организма человека» в форме приёма педагогической техники «Справочник». Технический приём в форме интерактивного электронного плаката (ИЭП). Цель: изучить железы, эндокринную систему человека и гуморальный способ регуляции.

Задачи: изучить типы желёз и их значение в гуморальной регуляции организма; изучить место расположения желёз; научиться решать различные задания по теме, применяя полученные знания.

Презентация управляется с помощью гиперссылок, триггеров. С первого слайда можно выйти на любой блок материала с помощью гиперссылок.

Презентация предназначена для использования на уроке биологии в 8 классе при изучении темы «Строение нервной системы»

Презентация способствует знакомству обучающихся со строением нервной ткани; развитию знаний о рефлексе и рефлекторной дуге; расширению знаний о безусловных и условных рефлексах, их значением в жизни человека.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данная презентация является сопровождением к уроку биологии в 10 профильном классе по теме "Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы". Линия В.Б. Захарова, 3 часа в неделю. Презентация используется при углублённом изучении биологии.

Целевая аудитория: для 10 класса

Презентация к уроку "Наследственные заболевания человека " поможет учителю при проведении урока биологии. При обучении может использоваться как в полном объеме так и фрагментарно.

Презентация на данную тему это:

  • материал к уроку биологии в 9 классе;
  • информация о наследственной природе болезней человека, их классификации; причинах возникновения и методах лечения.

Целевая аудитория: для 9 класса

Презентация поможет провести урок «Беспозвоночные», продолжить формирование представления о существенных признаках царства животные, в части беспозвоночных животных.
Слайд 3. Схема «Многоклеточные животные». Ученикам предлагается вспомнить деление многоклеточных на позвоночных и беспозвоночных. При клике на мышь постепенно показывается схема
Слайд 4. Кишечнополостные. После демонстрации примера представителя кишечнополостных. Детям предлагается угадать кто это (разрешено пользоваться учебником). После этого необходимо кликнуть мышью для появления описания группы Кишечнополостных. При дальнейших кликах появляются их общие характеристики.
Слайды 5 - 8. Функционал слайда аналогичен функционалу, описанному для слайда 4.
Слайд 9. На основе знаний, полученных из слайдов 4-8, предлагается сопоставить группы видов и их численность. При клике мышью будет показываться правильные ответы для каждого варианта, начиная сверху.
Слайд 10. На основе изображений представителей изученных групп, ученикам предлагается определить к какой группе они относятся.
Слайд 11. Подведение итогов темы.
Слайд 12. Опрос учеников. Закрепление полученных знаний.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок биологии. Урок по биологии. Доклад по биологии. Химия и биология. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Урок биологии в 6 классе. Урок биология в 6 классе. Урок биологии 8 класс. Урок биологии в 8 классе. Презентация к уроку биологии. Концепции современного естествознания. Урок биологии в 11 классе. Урок биологии в 10 классе. Урок биологии в 5 классе.

Биология в профессиях. Реферат по биологии. Презентация к уроку биологии в 8 классе. Электронный учебник по биологии 6 класс. Урок биологии 6 класс. Биология и литература. Урок биологии в 9 классе. Урок по биологии 9 класс. Единый государственный экзамен по биологии. Неделя биологии и химии в школе. Мотивация на биологии.

Проблемы на уроках биологии. РМО учителей химии и биологии. Методическое объединение учителей биологии и химии. Должностная инструкция учителя биологии. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Удивительный мир биологии. Волшебный кабинет. Подготовка к самостоятельной работе по биологии.

Открытый урок биологии в 10 классе. Биология - 2 семестр. Результаты ЕГЭ 2013 по биологии. Результаты ЕГЭ -2011 по биологии. БИОЛОГИЯ ПРО- и ЭУКАРИОТ. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии. Урок биологии по ФГОС в 5 классе на тему: «Царства живой природы». Неделя биологии-химии в школе.

Урок биологии в 5 классе по теме «Растения». Биология как основа профессий. Презентация открытого урока по биологии 6 класса. Интегрированный урок по биологии и химии (10 класс). Биология и патология мелких домашних животных. Методическая разработка урока биологии в 6 классе. Анализ результатов ЕГЭ по биологии 2015 год.

Поделиться