Виды планирования работы доу. Основные принципы планирования в дошкольной организации на современном этапе. Планирование работы кружка

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Особенностью планирования как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.

Важность функции планирования в управленческой деятельности отмечалась исследователями и основателями школы научного управления (Ф. Тейлором, Г. Ганнтом, Ф. Гилбертом), которые уделяли большое внимание планированию, указывали на его ключевое значение в управлении. Именно представителем данной школы Г. Ганнтом было введено понятие «календарное планирование».

Необходимость и важность планирования как стадии единой системы методической работы в дошкольном образовательном учреждении подчеркивает К.Ю. Белая, выделяя среди функциональных обязанностей заведующей и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения их деятельность при планировании воспитательно-образовательной работы и методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения:

  • - определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который ДОУ реально может достичь к конкретно определенному времени;
  • - осуществляет стратегическое планирование - тщательную, систематическую подготовку к будущему;
  • - совместно с коллективом осуществляет разработку и внедрение программ развития и планов работы дошкольной организации.

Определяет вместе с коллективом цель своего учреждения - конкретный образ желаемого результата, который дошкольная образовательная организация реально может достичь к конкретно определенному времени.

Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

  • - участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;
  • - планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:
  • - предложения в план работы ДОУ;
  • -повышение квалификации воспитателей;
  • - помощь воспитателям в самообразовании;
  • -аттестацию воспитателей;
  • - составление сетки занятий по возрастным группам;
  • - методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
  • - обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
  • - ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
  • - развитие преемственности ДОУ и школы;
  • -совершенствование работы с родителями;
  • -комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками/

При планировании работы ДОУ учитываются:

  • - тип дошкольной образовательной организации;
  • - возможности его материально-технической базы;
  • - кадровый состав, его профессиональные возможности;
  • - перспективы развития педагогического коллектива.

Принципы планирования:

  • - комплексный подход к планированию;
  • - конкретность плана;
  • - реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);
  • - сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;
  • - нацеленность на конечный результат;
  • - опора на участие каждого сотрудника.

Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед ДОУ.

Цели развития ДОУ рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.

Важность определения целей ДОУ вытекает из многообразия их функций:

  • - отражение общей идеи функционирования и развития ДОУ;
  • - основа планирования работы ДОУ и основа принятия управленческих решений;
  • - мотивирование деятельности сотрудников детского сада;
  • - главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.

Ряд современных авторов, работы которых посвящены управлению дошкольным образованием (С.А. Езопова, Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, Л.М. Денякина и др.), определяют следующие задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении:

  • -обозначение направлений деятельности ДОУ на основе изучения потенциала учреждения и окружающего социума;
  • -определение желаемых результатов работы дошкольного учреждения, на достижение которых направлена планируемая деятельность;

Выявление средств (ресурсов) дошкольного учреждения, обеспечивающих достижение поставленных целей;

Разработка стандартов осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов.

1. Определение изначального, «стартового» уровня состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении на момент начала планирования.

Для этого могут понадобиться изучение и анализ как состояния внутренних ресурсов ДОУ, результатов предыдущей деятельности, так и тех внешних условий сложившегося социума, в которых будет протекать последующая деятельность. При этом тщательность педагогического анализа исходного состояния деятельности дошкольного образовательного учреждения окажет прямое влияние на реальность планов, возможность их реализации;

2. Описание ожидаемых результатов деятельности по окончании реализации планов, от конкретности которого зависит степень реализации планов

При этом необходимо учитывать, что планы реализуются людьми в быстро меняющихся условиях окружающей среды. В связи с этим, скорее всего, полученные результаты деятельности не будут полностью соответствовать запланированным. Поэтому, определяя результаты и осуществляя контроль за их достижением, руководителю необходимо помнить о гибкости (пластичности) плана, возможности его оперативной корректировки;

Выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов. Определяя содержание плана, то есть мероприятия, участников, ответственных, сроки исполнения, не следует перегружать его большим количеством мероприятий в ограниченные сроки;

Включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выполнение этого условия способствует:

Повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации разработанных планов;

  • - получению педагогами более широкого представления о деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • - более глубоким аналитическим основаниям планирования;
  • - определению рабочих взаимоотношений в коллективе в реализации разработанных планов;
  • - развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата.

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.

В теории управления различают следующие виды планирования в зависимости от временного периода осуществления:

  • - стратегическое (долгосрочное);
  • - тактическое (среднесрочное);
  • - оперативное (краткосрочное).

Все перечисленные виды планирования присутствуют в дошкольном образовательном учреждении.

Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего 3-5 лет) и имеет целью определение магистральных направлений развития дошкольного образовательного учреждения исходя из внешних и внутренних условий его деятельности.

Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала ДОУ.

Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей ДОУ.

Третий этап заключается в разработке стратегии развития ДОУ.

Таким образом, в результате стратегического планирования создается Программа развития дошкольного образовательного учреждения, в которой определяются его исходное состояние и потенциал, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего его развития. Подробнее о некоторых подходах к разработке Программы развития дошкольного образовательного учреждения будет рассказано в следующей главе.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1-3 года). Тактическое планирование в дошкольном образовательном учреждении реализуется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений. Рассмотрим этапы годового планирования работы дошкольного образовательного учреждения.

Первый этап - анализ итогов работы ДОУ на предыдущем этапе.

  • -достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;
  • - анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, - положительных и негативных сторон его деятельности;
  • - выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;
  • - выбор путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.

Второй этап - определение основных целей ДОУ на последующий период планирования, их ранжирование.

Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления дальнейшей работы на краткосрочный период.

Третий этап - определение мероприятий, позволяющих достичь, поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называется совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения.

На данном этапе конкретизируется содержание деятельности на планируемый период; определяются исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий; ресурсы для осуществления плана.

Четвертый этап - обсуждение и утверждение плана на заседании педагогического совета ДОУ.

Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать. В дошкольном образовательном учреждении к тактическому планированию можно отнести процесс разработки Годового плана ДОО. Различные подходы к годовому планированию и примеры Годовых планов дошкольных образовательных учреждений приведены ниже.

На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации. Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (как правило, охватывает период до нескольких месяцев).

Оперативные планы, составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням. Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации. К оперативным планам в дошкольном образовательном учреждении относятся планы воспитательно-образовательной работы в группе.

Таким образом, планирование - это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности.

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование.

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план .

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

    календарной (разбитой по месяцам),

    цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),

    текстовой (иметь текстовое описание содержания),

    табличной (иметь табличную форму написания),

    блочно – схематичной ( разбитой на определенные блоки работы).

Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это пла­нирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно).

Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Э то заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

А теперь о технологии модульного планирования. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании, я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают, мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы Брайан Трейси, который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

  • 3.Идеальная цель воспитания
  • 4.Реальные цели воспитания
  • 5.Современные цель и задачи воспитания дошкольников
  • 6.Закономерности и принципы воспитания дошкольников
  • 1.История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси
  • 2.Совершенствование системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси
  • 3. Характеристика современной системы дошкольного образования
  • 1.Значение программы для выполнения задач воспитания детей дошкольного возраста
  • 2.История создания программных документов по дошкольному образованию
  • 3. Учебная программа, Учебный план.
  • 5.Вариативные белорусские программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
  • 1.Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве
  • 2.Взаимодействие педагога с детьми
  • 3.Педагогическая работа с детьми в период адаптации к учреждению дошкольного образования
  • 4.Организация развивающей предметной среды
  • 5.Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми
  • 6. Организация совместной работы педагогов и семьи
  • 1. Развитие предметной деятельности
  • 2. Развитие речи и речевого общения
  • 3. Социальное развитие
  • 4. Познавательное развитие
  • 5. Эстетическое развитие
  • 6. Физическое развитие
  • 7. Общие показатели развития
  • 1. Игра в истории человечества
  • 2. Социальный характер игры
  • 3. Характеристика игровой деятельности
  • 4. Игра как средство воспитания
  • 5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
  • 6. Классификация детских игр
  • 1.Характеристика сюжетно-ролевой игры.
  • 2.Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
  • 3. Закономерности возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.
  • 4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры
  • 5. Руководство сюжетно-ролевыми играми.
  • 1.Сущность режиссерских игр
  • 2.Возникновение режиссерской игры
  • 3. Особенности режиссерских игр детей разного возраста
  • Тема 4. Конструктивно-строительные игры дошкольников
  • 1. Особенности конструктивно-строительных игр дошкольников
  • 1. Обучение детей конструктивной деятельности.
  • 3. Руководство конструктивно-строительными играми дошкольников
  • 1. Характеристика игрушки
  • 2. История возникновения игрушек
  • 3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек
  • 4. Педагогические требования к игрушке
  • 1. Определение понятия "трудовое воспитание" дошкольников
  • 2. Значение труда для развития личности дошкольника
  • 3. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
  • 4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников
  • 5. Требования к организации детского труда
  • 1.Формирование представлений о труде взрослых
  • 2. Виды и содержание труда детей.
  • 3.Формы организации труда детей в разных возрастных группах
  • 4.Условия организации труда дошкольников
  • 1. Роль ипв в системе целостного развития дошкольников
  • 2. Основные понятия теории ипв.
  • 3. Задачи ипв дошкольников
  • 4. Средства ипв дошкольников
  • 5. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.
  • 1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка.
  • 2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольного воспитания.
  • 3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
  • 4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду
  • 1. Общее понятие о дидактике учреждения дошкольного образования.
  • 2. Сущность обучения детей дошкольного возраста.
  • 4. Принципы обучения дошкольников.
  • 5. Модели обучения дошкольников
  • 6. Типы обучения дошкольников
  • 7. Методы обучения дошкольников
  • 8. Формы организации обучения
  • Тема1. Теоретические основы социально-нравственного
  • 2.Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 3.Содержание и средства социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 4.Методы социально-нравственного воспитания дошкольников
  • 1. Понятие культуры поведения дошкольников.
  • 2. Задачи и содержание воспитания культуры поведения у дошкольников.
  • 3.Условия воспитания культуры поведения дошкольников.
  • 4. Пути, средства и методы воспитания культуры поведения дошкольников
  • 1. Значение гендерного воспитания дошкольников
  • 2. Теоретические основы гендерного воспитания детей.
  • 3. Физические и психические отличия детей разного пола
  • 4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников
  • 5. Роль семьи в гендерном воспитании детей
  • 1. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста
  • 2.Значение воли для воспитания нравственных качеств личности дошкольника
  • 3. Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления
  • 4. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения
  • 5. Воспитание скромности у детей
  • 6. Капризы и упрямство, пути их преодоления.
  • 1. Своеобразие коллектива дошкольников
  • 2. Этапы и условия развития детского коллектива.
  • 3. Личность дошкольника и коллектив
  • 4. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям
  • 1. Значение патриотического воспитания дошкольников
  • 2. Своеобразие патриотического воспитания дошкольников
  • 3. Задачи патриотического воспитания дошкольников
  • 4. Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников
  • 1. Значение эстетического воспитания дошкольников
  • 2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников
  • 3. Принципы эстетического воспитания дошкольников
  • 4. Задачи эстетического воспитания дошкольников.
  • 5. Средства эстетического воспитания дошкольников
  • 7. Формы эстетического воспитания дошкольников
  • 8.Современные исследования и программы эстетического и художественного воспитания дошкольников
  • 2. Задачи и содержание взаимодействия удо и семьи
  • 3. Этапы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
  • 4. Формы взаимодействия д/у с семьей
  • 1.Сущность готовности детей к обучению в школе
  • 2. Структура готовности детей к школьному обучению.
  • 3. Возрастные показатели готовности детей к обучению в школе
  • 4. Показатели неготовности детей к школьному обучению.
  • 1.Сущность и задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования
  • 2. Содержание совместной работы удо и школы
  • 3. Требования к организации образовательного процесса в старшей группеУдо и 1-ом классе школы
  • 4.Адаптация 6-летних детей к школе как условие обеспеченияпреемственности
  • Виды планирования
  • Структура и содержание перспективно-календарного плана
  • 6. Планирование работы в летний оздоровительный период
    1. Виды планирования

    План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач.

    При составлении плана воспитателю необходимо помнить о следующем.

      Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)

      При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.

      Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за детьми

      Детализация плана зависит от педагога (его образования, стажа работы, индивидуального стиля деятельности).

    Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:

    - перспективное;

    - перспективно-календарное;

    - календарное.

    Перспективное планирование – это планирование, в котором разделы программы или виды деятельности охватывают квартал или месяц. Такое планирование. Такое планирование позволяет обеспечить системность в работе и нацеливает педагога на прогнозирование конечного результата, способствует осуществлении своевременного и систематического контроля за развитием каждого ребенка, творческому подходу к выполнению программы.

    В перспективно-календарном планировании часть разделов охватывает месяц (задачи, утренние отрезки времени, сотрудничество с родителями, физкультурно-оздоровительная работа), а виды детской деятельности планируются каждый день.

    Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности и соответствующих форм работы с детьми на каждый день.

    Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование .

    Такое планирование имеет ряд преимуществ:

    В таком плане прослеживается система работы с детьми (как в организационных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности);

    Вся деятельность направлена не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие психических процессов, создание развивающей предметно-игровой среды.

    Как показывают исследования, дети постоянно накапливают в активно словаре множество слов, характеризующих предметы и явления. Детям легче запомнить и удержать в памяти ту информацию, которая взаимосвязана и систематизирована по конкретным группам по принципу смысловой близости, то есть систематическими группами («Животные», «Птицы» и т.д.). Это еще раз подтверждает целесообразность тематического планирования работы с детьми с учетом из возрастных особенностей и задач Учебной программы ДО.

    1. Структура и содержание перспективно-календарного плана

    В структуру перспективно-календарного плана входят следующие разделы:

      Задачи дошкольного учреждения на год . В этом разделе записываются годовые задачи ДУ на учебный год.

      Источники планирования . В начале года составляется список методической литературы, пособий, рекомендаций, разработок по всем разделам программы, которые воспитатель использует при планировании различных видов деятельности. В течении года этот список пополняется.

      Список детей по группам . Список детей составляется на каждое полугодие с учетом состояния здоровья и уровня развития детей.

      Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми (структура режимных моментов) составляется для более четкого планирования работы воспитателя с детьми в различные режимные отрезки в первую и вторую половину дня. Она создается педагогом в начале года для каждой возрастной группы с учетом графиков проведения досуга, работы кружков, бассейна и включает различные формы работы с детьми по основным видам деятельности. Примерная циклограмма выглядит следующим образом: (см таблица).

    К общим разделам плана, предусматривающих работу на месяц, относятся следующие.

      Сотрудничество с семьей . В этом разделе планируются разнообразные коллективные и индивидуальные формы дошкольного учреждения с семьей: родительские собрания, консультации, беседы, посещения на дому, тематические папки-передвижки и др. планируется конкретное содержание работы с учетом тем, сроки проведения, ответственные о выполнении по следующей схеме.

      Индивидуально-коррекционная работа с детьми . Отражается в плане или планируется в отдельной тетради. Коррекционная работа учитывает диагностирование уровня нервно-психического развития детей группы «малыши», педагогическое и психологическое диагностирование дошкольников, ежедневные наблюдения за ребенком оформляется по следующей схеме:

      Физкультурно-оздоровительная работа . Этот раздел предусматривает мероприятия по охране труда и укреплению здоровья детей, их полноценному развитию. Планируются различные формы работы:

    а) утренняя гимнастика (на 2 недели:1-я и 2-я недели, 3-я и 4-я недели, на 2-й и 4-й с изменениями и дополнениями);

    б) физические упражнения и подвижные игры на 1-й и 2-й прогулках (планируются на каждую неделю с учетом тем);

    в) упражнения после сна (1, 2-я, 3-я, 4-я недели), в комплекс включаются упражнения, способствующие постепенному переходу детей от сна к бодрствованию;

    г) активный отдых (физкультурный досуг, дни здоровья). В средней и старшей группах с учетом частоты и длительности проведения, уровня освоенности программы, сезонности, тем. Физкультурный досуг 1-2 раза в месяц, дни здоровья - 1 раз в год (зимние, весенние – одну неделю). В этом разделе планируются мероприятия по закаливаю детей.

      Специально-организованное обучение . Данный раздел представлен перспективным планом дидактических игр, игр-занятий в 1-й и 2-й младших группах, средней группе и занятий в старшей группе на каждый месяц примерно по четырем темам (на усмотрение воспитателя), где отражаются: вид занятий, тема, конкретные обучающие, развивающие и воспитательные задачи, источники планирования

      Виды детской деятельности . Для реализации программных задач по конкретной теме используется как специально организованное обучение, так и другие виды совместной деятельности воспитателя и детей в этом разделе планируется работы по пяти основным вида деятельности: общение, познавательно-практическая деятельность, игровая, художественная и элементарная трудовая деятельность. В основу планирования видов деятельности положен также тематический принцип. На каждую неделю планируются формы работы с детьми по каждому виду деятельности:

    познавательно-практическая деятельность

    Игровая деятельность

    Художественная деятельность

    Элементар-ная трудовая деятельность

    Комму-никатив-ные ситуа-ции,

    Рассказы,

    Обясне-ния, поясн-неия, ситуации невербального общения этюды, беседы

    наблюдения за природой, элементарная опытническая и эксперимен-тальная деятельность, обследование предметов, пространства

    Пальчиковые, сюжетно-ролевые, развивающие, дидактические, музыкальные, подвижные, режиссерские и т.д.

    Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, чтение, рассказывание, прослушивание граммазаписей, заучивание потешек, стихов, загадок, инсценирование, все виды театров)

    Музыкальная деятельность (прослушивание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, развлечения),

    Изобразительная деятельность (рассматривание картин, рисование, аппликация, лепка и др.)

    Поручения,

    самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, дежурство.

    Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению четко определенных задач коллектива. Состоит из пяти разделов и подразделов, которые определяют его структуру и содержание.

    Первая его часть – определение основных задач. Причем эти задачи являются главными для данного детского сада, так как они продиктованы конкретными условиями учреждения, его спецификой. Рекомендуется намечать две-три задачи на год, ибо практическое осуществление каждой требует от заведующего большой организационной и методической работы.

      Вступительная часть.

    Годовые задачи;

    Предполагаемые результаты работы.

    Вторая часть – содержание работы, где определяются мероприятия по реализации поставленных задач.

    Организационно-педагогическая работа;

    Работа с кадрами;

    Руководство и контроль;

    Работа с родителями;

    Административно-хозяйственная работа.

    В составлении и утверждении плана работы на год участвует весь коллектив. В его основу должны быть положены следующие принципы : научность, перспективность и конкретность. Научность предполагает организацию всей воспитательно-образовательной, административно – хозяйственной и общественной работы детского сада на основе достижений науки и передового педагогического опыта. Перспективность может быть обеспечена определением общих задач, исходя из того, что детский сад должен формировать основы материалистического мировоззрения, закладывать базу для воспитания социально активной личности, давать начальные знания, создавать предпосылки для успешного обучения детей в школе и, прежде всего, укреплять их здоровье. Конкретность проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их выполнение, в систематическом, всестороннем контроле.

    Руководитель, планируя работу дошкольного учреждения исходит, прежде всего, из анализа результатов деятельности детского сада за истекший учебный год. Отчеты воспитателей, обсуждение их работы на итоговом педагогическом совете, который проводится в мае – июне, а также анализ деятельности других сотрудников – все это позволяет выявить не только достижения, но и нерешенные проблемы, определить задачи на будущий учебный год. Заведующий должен тщательно подготовить заключительный педагогический совет, дать возможность каждому его члену высказать свои предложения по вопросам воспитания детей, улучшения материальной базы учреждения, питания, педагогической пропаганды. Коллективное, деловое обсуждение позволит руководителю составить проект годового плана на будущий год.

    План должен быть компактным. Для этого его вводную часть нужно сокращать до минимума (во многих планах она выглядит как отчет о проделанной работе). Описание достигнутых результатов за прошедший год можно отнести в материалы итогового педагогического совета. План – это руководство к действию. В нем отражаются основные задачи, которые поставлены перед дошкольным учреждением в новом учебном году. Главная цель намеченной в плане работы – поднять на более высокую ступень качество и эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому очень важно при составлении плана продумать реальность его выполнения, учесть возможности всего коллектива.

    а) Годовые задачи. Предполагаемые результаты.

    Годовые задачи дошкольного учреждения должны быть сформулированы конкретно и понятно. Их реализация обеспечивает повышение педагогического мастерства ДУ, проявление творчества в работе с детьми, совершенствование совместной работы детского сада и семьи по воспитанию и развитию индивидуальных способностей детей. Как показывает практика, реально выполнимы 2-3 задачи, поэтому планировать целесообразно не более двух-трех задач.

    Четкая формулировка задач дает возможность определить степень их новизны: является задача новой или продолжением работы над задачей прошлого учебного года.

    б) Организационно-педагогическая работа

    В этом разделе планируются:

    а) заседание педсоветов;

    б) работа методического кабинета (оснащение педагогического процесса, организация выставок, обобщение передового педагогического опыта);

    в) зрелищные мероприятия, праздники, тематические вечера;

    г) проведение смотров конкурсов.

    Работа методического кабинета предполагает:

    Организацию и оформление выставок (действующий и постоянных);

    Пополнение, оснащение и систематизацию методического и дидактического материалов;

    Преемственность мероприятий детсада и школы;

    Оснащение педпроцесса учебно-наглядными пособиями, игрушками и т.д.

    Разработку конспектов, сценариев, подготовку консультаций, анкет, тестов;

    Организацию сезонных выставок, выставок детских работ, новинок методической литературы.

    Зрелищные мероприятия, праздники и развлечения . В годовом плане намечаются зрелищные мероприятия, тематические вечера, праздники, предусмотренные программой, календарно-обрядовые и театральные постановки, проведение совместных праздников с родителями, развлечения, авторские выставки работ детей.

    Смотры, конкурсы. Планируется проведение смотров, конкурсов на лучшую игрушку, сделанную детьми совместно родителями, на атрибутику сюжетно-ролевой игры, на интересную поделку, дидактическую и развивающую игрушку и др. К каждому смотру-конкурсу разрабатывается положение, которое утверждается на педсовете и зависит от потребностей ДУ.

    в) Работа с кадрами.

    Данное направление включает следующие виды работ.

    а) повышение квалификации : участие в проблемных творческих семинарах; посещение курсов; участие в городских и районных мероприятиях; участие в «Школе передового опыта», в выставках, учеба на курсах повышения квалификации.

    б) аттестация. Планируется в соответствии с поступившими заявлениями педагогов на получение категории. Фамилии аттестуемых заносятся в годовой план.

    в) работа с молодыми специалистами . Планируется при наличии в педколлективе молодых специалистов. В содержание плана входят конкретные мероприятия по оказанию начинающим воспитателям действенной помощи со стороны наиболее опытных педагогов, а также со стороны администрации: проведение консультаций по планированию и организации воспитательно-образовательной работы с детьми, практических семинаров, составление конспектов проведения занятий, выполнения режимных процессов, подбор методической литературы для углубленного изучения, предупредительный контроль за работой специалиста.

    г) групповые совещания . Основное назначение групповых совещаний – дать анализ работы с детьми за истекший период и определить дальнейшие задачи в воспитании детей. Проводятся групповые совещания в группах раннего возраста в зависимости от возраста: в группах от 1 до 2 – ежеквартально, в группах от 2до 3 лет – 2 раза в год. Первое групповое совещание целесообразно запланировать на ноябрь. В сентябре - октябре следует изучить и проанализировать уровень интеллектуального развития детей, поступивших в детский сад в период адаптации, оформить карты нервно-психического развития на каждого ребенка.

    д) коллективные просмотры . Планируются один раз в квартал с целью изучения опыта работы педагогов. Тематика просмотров определяется вопросами, обсуждаемых на педсоветах, семинарах, и задачами, возникающими в связи с изучением и внедрением передового педагогического опыта. Для коллективных просмотров следует предусмотреть проблемы педпроцесса, наблюдение и анализ не только учебной деятельности, но и других видов деятельности детей (познавательно-практической, игровой, элементарной трудовой, художественной, общения). Перегружать план коллективными просмотрами нецелесообразно.

    е) семинары. Являются самой эффективной формой методической работы. В зависимости от конкретных условий работы каждого ДУ планируются теоретические семинары, проблемные семинары, семинары-практикумы. Они могут быть разовые (однодневные), краткосрочные (недельные); постоянно действующие.

    ж) консультации . Планируются с целью оказания педагогической помощи, знакомства с новым методическим материалом, а также по результатам диагностики. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Планируются консультации с учетом взаимосвязи с вопросами годовых задач, педсоветов, а также с учетом категорий работников и их профессионального уровня. Количество консультаций зависит от качественного уровня проведения педагогом воспитательно-образовательного процесса в группах, а также от квалификации и опыта воспитателя, но не реже одного раза в месяц. Учет проведения консультаций и семинаров отражается в отдельной тетради по схеме.: дата, название мероприятия, тема. Категория слушателей, кто проводит, присутствующие, роспись ответственного.

    з) другие формы работы с кадрами . С целью повышения уровня теоретических и практических знаний педагогов, а также их профессионального мастерства могут быть запланированы следующие активные формы работы с кадрами: дискуссии, конкурсы педагогического мастерства, педагогические викторины, педагогический ринг, методический фестиваль, деловые игры, ролевые игры, кроссворды, решение педагогических ситуаций, методическая неделя, интерактивные методы и игры («Метаплан», «Четыре угла», «Погода», «Закончи предложение» и т.д.).

    г) Руководство и контроль

    Цель контроля – проверка исполнения инструктивно – методических документов, предложений инструктирующих лиц, а также выполнение решений педсоветов по итогам предыдущих проверок. Важной задачей является изучение кругозора педагога, его духовных интересов, выяснение того, чем он живет, что читает, как следит за достижениями науки, культуры, какое место в его духовной жизни занимает искусство и т.д.

    Планируя различные варианты и формы контроля необходимо руководствоваться требованиями к осуществлению контроля , а именно:

    Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, последовательным, всесторонним и дифференцированным.

    В нем должны сочетаться функции проверки, обучения, инструктирования, предупреждения недостатков, а также распространения лучшего педагогического опыта.

    Контроль должен сочетаться с самоанализом, самоконтролем и самооценкой деятельности педагога.

    Существует несколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный, эпизодический, сравнительный, оперативный..

    д) Работа с родителями

    В этом разделе по мере необходимости планируются разнообразные формы работы с родителями: родительские собрания (общесадовые – 2 раза в год и групповые – один раз в квартал), индивидуальные и групповые консультации на актуальные темы, «клубы здоровья», лектории, конференции, выставки и др.

    ж) административно-хозяйственная работа .

    В этом разделе планируются собрания (один раз в квартал) трудового коллектива, где рассматриваются вопросы трудовой дисциплины, выполнение инструкций, обсуждение и утверждение плана работы на летний период и др.; мероприятия по рациональному использованию бюджетных средств, созданию условий для организации воспитательно-образовательного процесса (ремонт, приобретение мебели, оборудования и т.п.); мероприятия по озеленению территории детского сада, обустройству спортивной площадки, обновлению оборудования на участках.

    "

    ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп­ределенный порядок, последовательность осуществления воспи­тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус­ловий, средств, форм и методов.

    Основой для планирования педагогического процесса явля­ется та Прог Рамма, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы - современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на твор­ческом подходе к разным процессам, в том числе и к планирова­нию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Пла­нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст­ной группе. Основной Целью планирования является определение / Конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон­кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи­вающих выполнение программы.

    Принципы планирования : научность, перспективность, конк­ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис­ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж­но отвечать определенным Требованиям :

    1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

    2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе­дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

    3. Планирование воспитательной работы должно предусматри­вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

    4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности. ]

    В планах воспитательно-образовательной работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании Занятий Учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется про­ведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

    Поэтому как самостоятельный Раздел нравственное воспитание не планируется. В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей (объем на­выков, последовательность их формирования, приемы воспитания). Что касается Игры, то планируется не игровая деятельность де­тей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).

    Планирование Трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование при зтем нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда (указывается объем и содержание труда детой, оборудование, а также методы и приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная работа).

    Кроме того планированию подлежат кон­кретное содержание и формы организации Работы с родителями .

    В практике работы дошкольных учреждений сложились следую­щие Виды планирования : годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

    Годовой план - это совмест­ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за­дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет­ского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление конт­роля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйст­венная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

    Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

    I. Деятельность детей вне занятий (физкуль­турно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиеничес­ких навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художест­венная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

    П. Обучение на занятиях.

    Ш. Индивидуальная работа с детьми.

    1У. Работа с родителями.

    У. Учет работы.

    У1. Дополнения.

    К плану прилагаются список детей гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

    Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

    Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Организация как функция управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), содержание организационной деятельности его руководства. Структура и методика разработки годового плана ДОУ. Анализ методов стимулирования и мотивации деятельности педагога.

      контрольная работа , добавлен 16.12.2010

      Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе. Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства. Логика построения управленческого цикла.

      контрольная работа , добавлен 23.08.2013

      Особенности управления автономным учреждением. Характеристика дошкольного учреждения и анализ его деятельности. Анализ показателей МАДОУ "Детский сад № 37". Совершенствование управления муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

      дипломная работа , добавлен 06.03.2014

      Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.

      отчет по практике , добавлен 31.01.2011

      История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.

      курсовая работа , добавлен 12.06.2009

      Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.

      контрольная работа , добавлен 03.04.2012

      Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.

      отчет по практике , добавлен 24.06.2010

      Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.

      курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Поделиться