Презентация на тему "методы обучения". Презентация "наглядные методы обучения" Презентация на тему методы обучения в педагогике

Cлайд 1

ЛЕКЦИЯ к.п.н., доцента О.В.Правдиной Факультет коррекционной педагогики Кафедра педагогики

Cлайд 2

Cлайд 3

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения Метод – (от греч.) способ действия, деятельности: путь достижения цели

Cлайд 4

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Cлайд 5

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. ДЕ Учащихся Репродуктивная

Cлайд 6

Минусы Самый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий) успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. Плюсы 1)легкая подготовка к уроку со стороны учителя 2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока

Cлайд 7

Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения. ДЕ Учащихся Продуктивная

Cлайд 8

К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.

Cлайд 9

развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик. Проблемное обучение Программированное обучение внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения. К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения

Cлайд 10

отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности обучения. Контекстное обучение Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.

Cлайд 11

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. ДЕ Учащихся Творческая

Cлайд 12

Традиционные методы Активные методы Интерактивные методы Лекция Рассказ Чтение газетного и журнального материала Беседа Размышление над (высказыванием, фактом и т.д.) Встреча (с произведениями искусства, интересными людьми, специалистами и т.д.) Обсуждение (конкретных событий) Анкетирование и анализ результатов Просмотр фильма и др. Диспут Дискуссия Беседа за круглым столом Путешествие Соревнование Игра и т.д. Деловая игра Ролевая игра Проект Мозговой штурм Брейн-ринг Телемост Суд и др.

Cлайд 13

(по (по Юрию Константиновичу Бабанскому) 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Cлайд 14

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Организация уч. работы в сов. школе, Л., 1957 По источнику передачи и восприятия учебной деятельности (Е.Я.Голант 1888-1971г.г.) По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности мышления По степени управления учебной работой Словесные Индуктивные Репродуктивные Под руководством преподавателя Наглядные Дедуктивные Проблемно-поисковые Самостоятельная работа обучаемых Практические

Cлайд 15

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга Познавательных игр Убеждения в значимости учения Учебных дискуссий Предъявления требований Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания

Cлайд 16

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно-лабораторный контроль Устные зачеты Письменные экзамены Устные экзамены Письменные работы

Cлайд 17

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Вербальные методы Аудиальный канал 5-10% усвоения учебного материала «Скажи мне и я забуду»

Cлайд 18

Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников. раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.. проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..

Cлайд 19

предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Cлайд 20

Диспут – одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности старшеклассника, выработки у него активной позиции, способности аргументированно и последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения. Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему. Этапы организации диспута 1 этап – Выбор темы 2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения 3 этап – Оформление диспута, определение его правил 4 этап -Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих) диспута

Cлайд 21

НАВЫКИ И УМЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ВЕДУЩЕМУ Умение слушать Учитель развивает умение слушать, обращая внимание на вербальные и невербальные признаки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предварительные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противоречия и пропуски в беседе, а также скрытый подтекст разговора. Воспроизведение сказанного Этот прием помогает ученику понять, что сказанное им услышано учителем. Если высказывание понято неправильно, учащийся имеет возможность поправить учителя. Умение разъяснять Учитель (руководитель дискуссии) может объединить несколько суждений учеников для формирования нового подхода к пониманию проблемы. Можно сказать: «При обсуждении темы (вопроса) вы сказали следующее... Можно ли это понять как...». Таким образом, у учащихся появляется возможность обдумать такое предположение (соглашаясь или не соглашаясь с ним). Умение задавать вопросы Задавать вопросы следует нечасто и осмотрительно. Вот несколько советов о том, как следует эффективно задавать вопросы: Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа. Вы не могли бы рассказать об этом подробнее? Каково ваше мнение? Не хотите ли еще что-либо добавить? И т.д. 2.Задавайте лишь один вопрос за раз. Не задавайте несколько вопросов один за другим. Это сбивает темп беседы, не дает возможности учащимся осмыслить ваш вопрос. 3.Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Иногда бывает так, что на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель. 4.Оцените ответ учащегося. Поблагодарите ответившего ученика за ответ. 5.Не загоняйте ребенка в угол. После нескольких минут молчания скажите: «Кажется, вы очень тщательно обдумываете мой вопрос. Вам нужно еще время, или, может быть, вам помочь с ответом?» 6.Заканчивайте на положительной ноте. Поблагодарите ребят за хорошую работу. Подбор примеров Дайте возможность ученикам подыскать аналогию или пример, подтверждающий или опровергающий какую-либо точку зрения.

Cлайд 22

Cлайд 23

Материальный и идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися и используется для усвоения знаний Обладает свойствами компенсаторности и адаптивности классификация По составу объектов: Идеальные Материальные 2) По свойствам материальных объектов: Натуральные объекты Изображение 3) По субъектам деятельности: В готовом виде Конструируются самими учащимися на уроке

Cлайд 24

Муляжи Аквариум Влажные препараты Террариум Кабинет биологии Фантомы Скелеты Гербарии Натуральные объекты Искусственные объекты Коллекции

Cлайд 25

Лабораторный практикум по биологии Лабораторный практикум по физике Лабораторный практикум по химии

Cлайд 26

Интерактивная парта Интерактивная доска Ноутбук-электронный учебник Компьютер -Интернет Интерактивная карта по истории Интерактивный планшет Интерактивный контроль

Cлайд 27

Cлайд 28

Форма обучения Форма организации обучения Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика Конструкция отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятий внешние внутренние Урок Лекция Семинар Факультатив Экскурсия Практикум Экзамен и т.д. С точки зрения доминирующей цели (В.И.Андреев): Вводное занятие Занятие по углублению знаний Практическое занятие Контроль знаний Комбинированная форма и др. В основе: особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником... Индивидуальные Групповые Коллективные

Cлайд 29

Формы организации обучения Репетиторство Экскурсии Олимпиады Конференции Лекции Семинары Уроки Коллективно-групповые занятия Проекты Элективные курсы Научные недели Творческие недели Погружения Индивидуально-коллективные системы занятий Тьютерство Менторство Гувернёрство Семейное обучение Самообучение Деловые игры Предметные недели По Хуторскому Андрею Викторовичу Индивидуальные занятия Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с

Cлайд 30

Cлайд 31

урок Урок - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания Гёте Иоган Фольфганг «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» цель Ребенок, его развитие, формирование его качеств Учебно-воспитательный процесс на уроке как создание условий для развития и саморазвития ребенка. средство РО Традиционная система Урок изучение нового Урок применения знаний, формирования навыков и умений Проблемный Урок обобщения, повторения и систематизации знаний Урок закрепления и повторения знаний Урок контроля знаний и умений Комбинированный урок Урок – постановка учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач Урок контроля Урок оценки

Cлайд 34

1 этап - Постановка цели перед учащимися и тем самым организация их готовности к деятельности или непосредственное включение в деятельность 2 этап - Опрос д.з. Организация восприятия, осознание учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, т.е. усвоение исходных знаний 3 этап – Объяснение нового материала. Организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе усвоенной информации путем воспроизведения ее в упражнении в ее применении 4 этап – Закрепление.Организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого усвоенные знания и умения применяются творчески и вместе с тем самостоятельно добываются новые знания и умения 5 этап – Применение. Целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала, на его основе и реализации всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечение их эмоций, интересов, увлечений, радости самоутверждения и самопроявления и т.д. 6 этап - Обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного 7 этап - Контроль за результатами деятельности (Оценка знаний). Все эти элементы в совокупности обеспечивают реализацию учебного процесса как целостного явления

Cлайд 35

Дидактический аспект Поставлена и достигнута обучающая цель; Соблюдались дидактические принципы (научность, систематичность, доступность, последовательность, наглядность, прочность); Активизировалась познавательная деятельность учащихся. 2. Методический аспект Методы и приемы деятельности учителя соответствовали поставленным задачам; Стимулировалась самостоятельная деятельность учащихся: Сочетались репродуктивные, продуктивные виды деятельности. 3. Организационный аспект Рационально использовалось время; Применялись разнообразные формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные); Учителя отличал высокий уровень самоорганизации. 4. Воспитательный аспект Учитывались воспитательные возможности дидактического материала; В организации видов деятельности моделировались эмпатические взаимоотношения между учениками. 5. Педагогический аспект Учитывались возрастные и индивидуальные особенности учеников; Создавался благоприятный психологический климат. Учащиеся испытывали удовлетворение от интеллектуальной деятельности. Урок мысли Урок сотрудничества. Урок ритма Урок чувств Урок щадящей педагогики

Cлайд 36

Ю. Г. Фокин "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество"; Д. И. Латышина "История педагогики"; А. А. Радугин "Педагогика" Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве"; Джон Дьюи "Демократия и образование".

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Работа с учебником и книгой.

Экскурсия

Дискуссия.

Объяснение.

Самостоятельная работа

Метод иллюстраций

Метод демонстраций

Упражнения.

Творческие работы

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Проблемного

Частично-поисковый метод, или эвристический метод.

Исследовательский метод.

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

2. Репродуктивный метод.

Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

Определение методов и средств обучения Метод – от греч. «methodos» - путь следования к чему, либо, способ достижения чего-либо Метод- это способ обучающей работы учителя и организации учебно- познавательной деятельности учащихся по решению дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов) Метод- это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер) Средства обучения – предметы, которые… облегчают учащимся непосредственное и косвенное познание действительности Классификация средств обучения (по характеру воздействия) Визуальные (зрительные) Визуальные (зрительные) Аудиальные (слуховые) Аудиальные (слуховые) Аудивизуальные (зрительно- слуховые) Аудивизуальные (зрительно- слуховые) Частично автоматизирующие процесс обучения Частично автоматизирующие процесс обучения


Рекомендации по выбору метода обучения Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала


Методы обучения (классификация по характеру деятельности) (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Объяснительно-иллюстративный Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Частично-поисковый Исследовательский Исследовательский Репродуктивный Репродуктивный Метод проблемного изложения Метод проблемного изложения


Структура объяснительно- иллюстративного метода обучения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Беседа 2.Формулировка фактов 3.Сообщение 4.Объяснение 5.Показ действия Объяснительно- Иллюстративный метод 1.Разъяснить 2. Добиться восприятия 3. Добиться понимания Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности


Структура объяснительно- иллюстративного метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1.Просмотр информации 2.Прочтение информации 3.Прослушивание информации 4. Участие в восприятии информации Уровень познавательной деятельности учащихся – репродуктивный (воспроизведение) 1.Овладеть способом применения по образцу 2.Запомнить материал 3.Понять материал Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности


Структура частично- поискового метода обучения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Эвристическая беседа 2.Самостоятельная работа с элементами исследования 3. Игра Частично-поисковый Метод (информационно- Эвристический) Проблемный подход В сообщении материала Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура частично-поискового метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1. Самостоятельное обобщение по частным вопросам 2. Решение познавательных задач 3. Составление плана самостоятельной работы 4. Участие в эвристической беседе 5. Частичный мыслительный эксперимент Уровень познавательной деятельности – частично- поисковый (понимание и перенос) 1. Стремление к выявлению смысла изучаемого материала 2. Познание связей между явлениями 3. Овладение способами применения знаний в измененных условиях Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура исследовательского метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя 1. Сопоставление с новыми фактами 2. Консультации 3. Анализ 4. Оценка 5. Эксперимент 7. Управление исследовательской деятельностью 1.Минимум информационных функций 2. Максимум управленческой деятельности Исследовательский метод обучения Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности


Структура исследовательского метода обучения Приемы учения Потребности ученика 1. Осознание учебной проблемы 2. Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задач 3. Соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением 4. Обобщение по Проблеме в целом Уровень познавательной деятельности – исследовательский (перенос) 1. Стремление применить знания в новой ситуации 2. Потребности в процессе самостоятельной работы разрешить учебную проблему Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности


Структура репродуктивного метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя 1. Устный опрос ранее изученной информации 2. Предложение учащимся упражнений, направленных на закрепление и рассмотренного материала 3. Игра Репродуктивный метод 1. Подбор упражнений на запоминание информации 2. Умение учащихся перевести в разряд навыка Цель урока: усвоение готовых знаний


Структура репродуктивного метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1. Решение заданий по образцу 2. Повторение информации Уровень познавательной деятельности учащихся – репродуктивный (воспроизведение) 1. Многократное воспроизведение знаний 2. Запоминание информации, необходимой для решения упражнений Цель урока: усвоение готовых знаний


Структура метода проблемного изложения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Постановка проблемы 2.Создание проблемной ситуации 3.Разрешение проблемной ситуации 4.Анализ полученного решения Метод проблемного изложения Организация адекватных действий учеников Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура метода проблемного изложения Приемы ученияПотребности ученика 1.Выполнение логических операций 2.Воспроизведение знаний и способов деятельности 3.Рассказ 4.Осмысление учебного материала 5.Составление плана 6.Восприятие информации Уровень Познавательной Деятельности – Частично-поисковый (понимание) 1.Сравнивать 2.Анализировать 3.Выделять главное Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Алгоритм анализа методов обучения Определить, соответствие методов обучения триединой цели урока Определить, соответствие методов обучения триединой цели урока Выяснить соответствие метода преподавания и метода учения Выяснить соответствие метода преподавания и метода учения Определить действенность связи методов преподавания и методов учения во взаимодействии Определить действенность связи методов преподавания и методов учения во взаимодействии Оценить соответствие форм организации познавательной деятельности учащихся методам обучения Оценить соответствие форм организации познавательной деятельности учащихся методам обучения Определить соответствие методов обучения реальным возможностям учеников данного класса Определить соответствие методов обучения реальным возможностям учеников данного класса Проанализировать воспитательное и развивающее воздействие Проанализировать воспитательное и развивающее воздействие Оценить систему методов обучения в их взаимосвязи и взаимодействии Оценить систему методов обучения в их взаимосвязи и взаимодействии Определить вклад каждого метода в отдельности в формирование понятий, диалектического мировоззрения осознания закономерностей между явлениями Определить вклад каждого метода в отдельности в формирование понятий, диалектического мировоззрения осознания закономерностей между явлениями Установить результативность методов обучения через анализ полученных знаний учащихся Установить результативность методов обучения через анализ полученных знаний учащихся




Итоги опроса по посещенным урокам Ильющиц Светланы Николаевны Методы обучения соответствовали Методы обучения соответствовали триединой цели урока триединой цели урока методам учения методам учения содержанию учебного материала содержанию учебного материала формам познавательной деятельности учащихся формам познавательной деятельности учащихся реальным возможностям учеников реальным возможностям учеников


Итоги опроса по посещенным урокам Ильющиц Светланы Николаевны Осуществлялось: Воспитательное и развивающее действие методов обучения Воспитательное и развивающее действие методов обученияПроявлялась: Связь методов и средств обучения Связь методов и средств обученияПреобладали: Объяснительно-иллюстративный Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Частично-поисковый




Что такое наглядный метод обучения?

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).




  • Наблюдения
  • Иллюстрации
  • Демонстрации

Наблюдение

Это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя.

Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготовляет учащихся к абстрактному мышлению.


Приемы наблюдений

  • показ-наблюдение
  • демонстрация-наблюдение
  • записи и зарисовки
  • фотографирование и описание

Метод иллюстраций

предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, схем, плакатов, таблиц, картин, карт, чертежей, макетов, зарисовок на доске, плоских моделей.


Метод демонстраций

обычно связан с демонстрацией приборов, оборудования, опытов, кодоскопов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций.


Метод демонстраций

заключается в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).


Метод демонстраций

В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

ИКТ – важное звено наглядного метода обучения.


К современным ИКТ относятся:

  • учебные электронные пособия;
  • получение дополнительной информации посредством сети Интернет;
  • учебные презентации;
  • мультимедийные пособия и другие.

Условия эффективного применения наглядности:

  • а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  • б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  • в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Такова краткая характеристика наглядных методов обучения, классифицируемая по источникам знаний. Ее неоднократно подвергали критике в педагогической литературе. Ее главным недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков.


Слайд 1

м о е а р б з д ь л ы у ч к

Слайд 2

Методы обучения

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Слайд 3

По источнику получения знаний.

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Слайд 5

Наглядные методы обучения

Метод иллюстраций Метод демонстраций

Слайд 6

Практические методы обучения

Упражнения. Творческие работы

Слайд 7

Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемного Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Исследовательский метод.

Слайд 13

Типы уроков.

урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок.

Слайд 14

1. Урок ознакомления с новым материалом

1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 2. подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; 3. ознакомление с новым материалом; 4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; 5. постановка задания на дом; 6. подведение итогов урока.

Слайд 15

2. Урок закрепления изученного

1. проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала; 2. сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; 3. воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; 4. перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; 5. подведение итогов урока; 6. постановка домашнего задания.

Слайд 16

3. Урок применения знаний и умений

1. проверка домашнего задания; 2. мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; 3. осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; 4. самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; 5. обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; 6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Слайд 17

4. Урок обобщения и систематизации знаний

1. постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся; 2. воспроизведение и коррекция опорных знаний 3. повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; 4. обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий; 5. усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний; 6. подведение итогов урока.

Слайд 18

5. Урок проверки и коррекции знаний и умений

1. ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; 2. проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; 3. проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; 4. проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; 5. проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; 6. подведение итогов (на данном и последующих уроках).

Поделиться