Понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение осуществляется

В этой статье мы рассмотрим, что такое профессиональное самоопределение личности, какие факторы необходимо учитывать при выборе профессии и как реализовать себя.

Профессиональное самоопределение – личный выбор человека в приобретении профессии и реализации себя на рынке труда. Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей. Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.

Многие молодые люди не могут определиться, чем бы им хотелось заниматься в жизни, какую профессию выбрать. В принципе, о какой осознанности выбора можно говорить в 16-17 лет. Поэтому на помощь должны прийти родители и психологи, которые с помощью опросника или тестов могут определить тип личности. И таким образом, хотя бы направить в нужном направлении. Необходимо предоставить человеку необходимую информацию о разных профессиях, условиях труда, где их можно приобрести, их актуальность и престижность.

Выбор профессии - это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.

Сущность профессионально самоопределения

Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Эти методы направлены на школьников, подростающее поколение. Профессиональное самоопределение ближе к самоориентированию.

Профессиональное самоопределение личности – это понятие более конкретное, его можно оформить официально (диплом); личностное самоопределение – это более сложный процесс, который зависит от самого человека, желания саморазвиваться.

Что касается профессионального выбора

Это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными цепями. © Е.И.Головаха

На протяжении всей жизни человек вынужден совершать множество профессиональных выборов, периодически менять работу и сферу деятельности.

Культура профессионального самоопределения личности

В 20-е годы акцент делался лишь на трудоустройстве, в 40-е годы началась эпоха определения профессиональной пригодности с помощью тестов. С начала 70-х годов стали воспитывать в молодежи способность самим делать свой выбор. Но тестомания продолжается до сегодняшнего дня. Это связано с низкой психологической культурой многих стран и устоявшимся мнением работодателей, что тестирование является объективным научным методом.

Несомненно, что более правильным будет подход к каждой личности индивидуально. Это даст возможность более глубоко проанализировать его способности, наклонности, стремления к самопознанию.

Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения

Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;
  2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения - сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Проблема профессионального самоопределения личности

Проблема с выбором профессии заключается в том, что мир постоянно меняется. Человек находится в дезориентации, какие профессии актуальны на сегодняшний день и с кого же брать пример и на что ориентироваться. Профессии рассматриваются как средство построения карьеры и успеха. В этом случае необходимо рассматривать не только успех, но и моральную цену такого успеха.

С падением моральным устоев многие забывают о важности таких понятий, как совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни при профессиональном самоопределении.

Также в постоянно меняющемся развитии общества, необходимо пытаться самому прогнозировать эти изменения, чтобы понимать, что может быть актуально через 5-10 лет.

Для подростка очень важно определить «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы. © Э.Эриксон

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение невозможно без саморазвития личности. Самореализация и самоактуализация неразрывно связаны с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация человека проявляется «через увлеченность значимой работой».

Самоопределение помогает не только самореализации, но и расширяет возможности и способности человека. При самоопределении очень важно научиться человеку выходить за рамки самого себя и находить смысл в каждом совершаемом деле и в жизни в целом. Если к каждому делу в своей жизни подходить творчески, то человек способен сам создавать смысл жизни, а не искать его. Ведь смысл жизни для каждого индивидуума свой, собственный.

Факторы профессионального самоопределения личности

Выделяют такие факторы при выборе профессии, которые предполагают учет своих способностей, интересов, престижности профессии, информированности о ней. А также позиции родителей, друзей в отношении конкретной профессии и естественно, востребованности на рынке труда.

А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда.

К внешним факторам относятся:

  • Рекомендации, советы со стороны;
  • Примеры из окружения, а также престиж;
  • Стереотипы разных социальных ролей.

Внутренние мотивационные факторы:

  • Личная оценка труда и процесс труда (привлекательность, разнообразность деятельности, трудоемкость, возможность развития и т.д.);
  • Условия труда (близость месторасположения или необходимость в коммандировках, самостоятельность или подчинненость, свободный или ограниченный график);
  • Анализ возможностей участия в общественной деятельности, создании материального благополучия, отдыха, сохранении здоровья.

Типы профессионального самоопределения личности

Многие типологии давно устарели и не соответствуют реальности. Наиболее подходящая к современному миру типология Н. А. Смирнова. Он выделил такие типы профессионального самоопределения:

  1. Позиция «раба», при которой главный вопрос - «Как выжить?»;
  2. Позиция «потребителя» («А что я с этого буду иметь?»);
  3. Позиция «наемного работника» («Чем быть?»);
  4. Позиция «служителя идеи» («Кем быть?», «Как быть полезным обществу, людям, идее?»);
  5. Позиция «самобытного человека» («Как стать самим собой?»).

Очень интересна типология Э.Фромма. Он описывает особый «рыночный тип» личности. Для такой личности главное правильно и умело себя продать.

При выделении разных типов важно понимать, что главная идея самоопределения – это свобода выбора. Поэтому, если человек добровольно выбирает позицию «раба», то никто не вправе вмешиваться в это. Мы можем лишь показать, что существуют другие варианты.

Этапы профессионального самоопределения личности

В каком возрасте становится актуальным вопрос профессионального самоопределения? В первую очередь эта тема актуальна для выпускников школ, но и взрослый человек может задаться таким вопросом. Например, в случае если он безработный или хочет поменять сферу деятельности на более престижную или высокооплачиваемую.

Различные авторы выделяют разные границы возраста, связанного с выбором профессии. В среднем это возраст от 12 до 20 лет. В богатых и экономически развитых странах можно позволить себе не торопиться с выбором, а в отсталых странах призывают детей как можно раньше включаться в реальные (не учебные) трудовые процессы.

Символически выделяют такие этапы: дошкольный (формирование первых трудовых навыков), начальная школа (осознание роли труда в жизни человека) и подростковый (осознание своих способностей и интересов). На этапе окончания школы формируется профессиональное самосознание.

Есть много факторов, которые помогают определиться в профессии. Но бесспорно самый важный и главный – это суметь услышать свой внутренний голос и пойти по зову сердца. Нет ничего прекраснее, если человек сможет найти свое предназначение, свое место. Нужно заниматься делом, от которого у вас будут гореть глаза, расти крылья за спиной. Работа должна быть вам приятна и интересна.

Поэтому, для профессионального самоопределения необходимо заниматься саморазвитием, познавать себя, свои истинные потребности и жизненные ценности. Только развиваясь, вы сможете найти себя.

профессиональный самоопределение старшеклассник

Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией личности в других важных сферах жизни, Н.С. Пряжников пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации».

Выделим основные характеристики профессионального самоопределения:

  • 1. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
  • 2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
  • 3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
  • 4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и т.д.
  • 5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С.Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).

Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.

Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

  • ? Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
  • ? Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения:

  • 1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Для этого типа самоопределения характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Свобода выбора и диапазон действий человека минимальны. Для многих работников такой однообразный и монотонный труд почти невыносим. Поэтому организаторы производства стараются обогатить такой труд дополнительными функциями за счет смены характера выполняемых операций, усиливают кооперативное начало в деятельности, расширяя тем самым возможности самореализации работников. Вместе с тем следует отметить, что некоторые люди получают удовлетворение от такого однообразного труда.
  • 2. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Предполагает выполнение многообразных функций (например, труд токаря). Трудовой пост характеризуется определенными правами и производственными заданиями, ограниченной производственной средой, включающей средства труда. Возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности значительно выше, чем в первом случае. Смена конкретного трудового поста негативно сказывается на качестве и производительности труда и вызывает неудовлетворенность работника.
  • 3. Самоопределение на уровне конкретной специальности - предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
  • 4. Самоопределение в конкретной профессии - предполагает, что работник способен выполнить близкие смежные виды трудовой деятельности. Как известно, профессия объединяет группу родственных специальностей. Поэтому, по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специальности, а не только трудовые посты.
  • 5. Жизненное самоопределение, - к которому, помимо профессиональной деятельности, относится учеба, досуг, вынужденная безработица и др. по сути, речь идет о выборе образа жизни человека. Следует отметить, что немало людей видят смысл своей жизни во вне профессиональной деятельности. Жизненное самоопределение предполагает не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.
  • 6. Личностное самоопределение - более сложный тип, рассматривается как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личность в этом случае как бы поднимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Человек не просто овладевает социальной ролью, а создает новые социальные роли и в каком-то смысле даже занимает социально-психологическим нормотворчеством, когда окружающие говорят о нем не как о хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважаемом человеке, уникальной и неповторимой личности. Можно сказать, что личностное самоопределение - это нахождение самобытного «образа Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
  • 7. Самоопределение личности в культуре - самый сложный тип, высшее проявление личностного самоопределения. Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры, понимаемом в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.).

Переход от одного типа самоопределения к другому, более сложному напрямую зависит от отношения человека к своей деятельности. Негативное, деструктивное отношение человека к своему труду не позволяет подняться человеку на следующий уровень самоопределения. Активное, творческое отношение человека дает возможность профессионального развития, поднимает человека на более сложный тип профессионального самоопределения. Высших типов профессионального самоопределения человек достигает только при наличии активного, творческого отношения к собственной профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого - педагогических и медико - физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации).

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно - функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Личностная подсистема - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Нас интересует главным образом личностная подсистема. Соответственно профессиональная ориентация в школе направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т.д. Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы человеческих возможностей, поощрение творческих возможностей, в конечном счете создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Выделим ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы проф. консультации молодежи; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Профессиональное самоопределение - Процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Тесты (Профессиональное самоопределение)

Данная профориентационная психодиагностическая методика предназначена для очерчивания круга профессий, находящихся у оптанта на пересечении его направленности (интересов и склонностей – "хочу") и возможностей (способности и состояние здоровья – "могу

Тренинги (Профессиональное самоопределение)

Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают бизнес-идеи, в свои вымышленные предприятия они приглашают других участников. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие оценивают эти бизнес-планы. Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям. Процедура группового профориентационного тренинга. Несколько участников получают себе роль "профессии", они должны выбрать среди оставшихся участников адекватных представителей. Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд. Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на "области", в которых располагаются "города"-профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал". Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием "личный капитал", разными его видами. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники обсуждают вопрос "Пахнут ли деньги?" и вообще то, насколько система ценностей человека должна соотноситься с выбранной профессией. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники называют профессии на буквы алфавита. Оценка вероятности свершения событий успешной карьеры в реальной карьере. Побуждение интереса участников к выбору профессии; дать возможность участникам "посмотреть на себя со стороны". Психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. Результаты эмпирического исследования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Субъект профессионального самоопределения и основные этапы его развития

2. Основные факторы профессионального самоопределения

3. Социально-психологические и профессиональные "пространства" самоопределения личности

4. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими понятиями, как "самоактуализация", "самореализация", "самоосуществление", "самотрансценденция". Причем самореализацию, самоактуализацию и т. п. часто связывают с трудовой деятельностью, с работой, а именно -- с нахождением смысла в своей работе.

Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также -- нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы пустота). Поэтому не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы -- это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом -- это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое достижение).

При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то "высших" смыслов.

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей.

самоопределение личность планирование карьера

1 . Субъект профессионального самоопределения и основные этапы его развития

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А.Климова (1996):

1) стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

2) стадия игры (от 3 до 6 --8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя), что является важнейшим условием будущей социализации.

Д. Б. Эльконин, вслед за Г. В. Плехановым, писал о том, что "игра -- это дитя труда", и сама детская сюжетно-ролевая игра возникла тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда.

В современном мире все чаще наблюдается ситуация, когда дети в своих играх все меньше воспроизводят деятельность взрослых. Вероятно, это связано с усложнением мира взрослых, когда утрачиваются прямые взаимосвязи качества и общественной полезности труда, с одной стороны, и уровня жизни работников, с другой стороны, когда даже деньги (в виде зарплаты) часто не отражают вложенного в них труда;

3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6 --8 до 11 -- 12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способность планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, что ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы;

4) стадия "оптации" (от лат. optatio -- желание, выбор) (от 11 -- 12 до 14--18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечает сам Е. А. Климов, оптация -- это указание не столько на возраст, сколько на ситуацию выбора профессии;

5) стадия адепта -- профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ;

6) стадия адаптанта -- вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2 -- 3 лет;

7) стадия интернала -- это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уроне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как "своего среди своих", т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член ("интер-" и означает: вошел "внутрь", стал "своим");

8) стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне;

10) стадия наставника -- высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души).

Таким образом, высший уровень развития любого специалиста -- это педагогический уровень. Именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником, Учителем, -- это высший уровень профессионального развития.

2 . Основные факторы профессионального самоопределения

Е. А. Климов предлагает интересную модель -- "восьмиугольник основных факторов выбора профессии", которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка:

1) учет своих склонностей (по сравнению с интересами склонности более устойчивы);

2) учет способностей, внешних и внутренних возможностей;

3) учет престижности выбираемой профессии;

4) учет информированности о ней;

5) учет позиции родителей;

6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников;

7) учет потребностей производства ("рынка");

8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей -- с личной профессиональной перспективой (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов.

В работе со школьниками факторы выбора профессии обозначаются в виде восьмиугольника, а при оценке (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами (например, если ЛПП строится без учета данного фактора, то линия не проводится).

В таком виде "восьмиугольник основных факторов выбора" наглядно отражает характеристики консультируемого подростка и позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблем.

3 . Социально-психологические и профессиональные " пространства " самоопределения личности

Наиболее популярная на сегодняшний день в России типология профессионального и личностного самоопределения предложена Е.А.Климовым. Он выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предметом труда:

1) человек -- природа;

2) человек -- техника;

3) человек -- знаковые системы;

4) человек -- человек;

5) человек -- художественный образ.

В зарубежных типологиях часто выделяются похожие сферы труда. Но при этом добавляется и нечто новое: например, такой "тип профессиональной среды" как "предпринимательский" (у Д.Холланда), а в более ранних типологиях -- еще и сферы "политики" или "религии" (у Э.Шпрангера) и т.п. Анализ типологий показывает, что они во многом отражают культурно-историческую ситуацию, сложившуюся в данном обществе.

Профконсультант может подобрать наиболее адекватную ситуации типологию либо специально разработать новую типологию, либо поискать какую-то универсальную типологию, адекватную разным культурно-историческим ситуациям.

Варианты планирования профессионального развития

Для начала полезно разобраться в том, чем принципиально различаются понятия "профессиональный выбор", "личный профессиональный план" и "личная профессиональная перспектива".

Профессиональный выбор ориентирован на ближайшую перспективу. Например, выбор конкретного профессионального учебного заведения. Далее может быть выбор (уточнение) специальности, кафедры, факультета. В ходе обучения могут возникнуть и другие выборы: научного руководителя, места производственной практики, различных спецкурсов и т.п. По окончании -- выбор места работы.

Таким образом, вся карьера -- это чередующиеся выборы.

Следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь. Даже неудачный выбор можно во многом подкорректировать другими (последующими) выборами. Хотя, конечно, лучше поменьше делать неудачных выборов.

Профессиональный план -- это четкая последовательность действий по достижению конкретных целей: можно спланировать по встречу с профконсультантом и т.п. План часто позволяет представить сложные (на первый взгляд) профессиональные цели в виде более простых действий (или задач), которые вполне понятны и просты в реализации.

Профессиональная перспектива более обобщенна, она обычно бывает ориентирована на отдаленное будущее, поэтому -- менее конкретна. Профессиональная перспектива обычно более оптимистична (само слово -- "перспектива" содержит в себе что-то хорошее, желательное). Часто именно на основе перспективы разрабатываются различные (более конкретные) планы. При этом перспектива может быть одна, а планов для реализации этой перспективы -- несколько. И здесь уже возникает проблема выбора наиболее удачных планов.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Каждый раз он как бы задает себе вопрос: а позволит ли данный выбор, план или перспектива прийти к желаемому образу жизни, к успеху?

Рассмотрим основные варианты планирования профессионального развития.

Целевой вариант

Человек больше ориентируется на сложные и престижные цели, но мало учитывает свои реальные возможности. Поэтому данный вариант можно назвать "романтическим". Часто такие планы бывают труднореализуемыми, поэтому профконсультанты пытаются переориентировать клиентов на более реалистичные цели. Но иногда, если клиент -- сильная личность, сложные цели могут мобилизовать его и он быстро расширяет свои возможности (работает над собой) для того, чтобы реализовать даже такие сложные планы. Но это получается не у всех.

Реалистический вариант

Человек, наоборот, не ставит перед собой сложные цели, а больше учитывает свои реальные возможности и как бы подбирает профессиональные цели под эти возможности. Обычно такие скромные цели человек достигает, хотя нередко и сожалеет о том, что даже не попробовал достичь более интересные и сложные цели. Иногда бывает и так, что человек, уже начав реализовывать такие планы, обнаруживает более интересные возможности. И тогда могут появиться другие, более сложные выбор и планы, т.е. вполне допустима корректировка планов.

Событийный подход

В его основе лежит интересная идея о том, что вся жизнь -- это череда взаимосвязанных (и взаимодетерминированных) событий. Событие понимается как относительно компактное по времени, но очень важное (значительное, яркое) для всей жизни человека. Нередко уже зрелые или пожилые люди, вспоминая свою жизнь, выделяют именно такие яркие события (всю жизнь во всех ее деталях вспомнить довольно сложно). Иногда даже говорят, что если в жизни не было таких событий, то и жизнь не получилась. Имеется интересная методика, где из событий прошлого, настоящего и предполагаемого будущего выстраивается "жизненная транспектива", которая потом анализируется вместе с клиентом и определяются (а иногда -- и планируются) наиболее важные события жизни.

Сценарный подход

В его основе -- типичные жизненные сценарии, ориентируясь на которые многие люди планируют свою жизнь. Эти сценарии задаются данной культурой и являются своеобразными образцами, по которым можно жить. Особенность многих сценариев состоит в том, что общество одобряет большинство из них, поэтому человек, который планирует свою жизнь по таким образцам, понятен окружающим и у него гораздо меньше проблем, чем у тех, кто планирует жизнь как-то необычно, самобытно, творчески. С одной стороны, человек не реализует свое право быть субъектом самоопределения, поскольку следует уже готовым образцам. Но, с другой стороны, большинство людей и не готовы быть полноценными субъектами самоопределения -- это, к сожалению, реальность, связанная и с недостаточной профориентационной работой. И таким людям готовые сценарии часто помогают хоть как-то самоопределиться в нашем сложном мире. У них, правда, еще остается возможность выбора наиболее привлекательного сценария, т.е. хоть какую-то субъектность в самоопределении они проявляют.

Творческий вариант

Здесь в основе -- стремление построить жизнь самобытную, мало на что похожую. Чем оригинальнее профессиональные и жизненные планы и их реализация, тем они интереснее для окружающих, и тем больше у человека оснований гордиться уникальностью своей жизни (а значит, он прожил не зря). Главная проблема при реализации такого творческого подхода состоит в том, что окружающим это мало понятно, и нередко творческий человек бывает одинок, а то и осуждаем со стороны большинства окружающих. Например, творческому человеку не интересно жить без переживаний, без неожиданных поворотов судьбы, без внутренних или внешних проблем, которые надо преодолевать и т. п. Но всем ли это интересно?

И, тем не менее именно такой вариант пропагандируется многими мыслителями гуманистического направления и даже рассматривается в качестве некоего идеала самоопределения, самореализации, самоактуализации, самотрансцендентности и т.п.

Для большинства такой "идеал" сложен и непривлекателен. Поэтому в реальной профконсультационной работе психолог должен говорить о таком варианте планирования профессионального развития очень осторожно. Однако не сказать об этом тоже нельзя.

4. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

Е.А.Климов выделяет следующие основные затруднения и ошибки при выборе профессии.

1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий. Это порождает ощущение "фатальности" выбора. Когда неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. На самом деле вся жизнь -- это постоянно чередующиеся выборы (по Д.Съюперу). Еще К.Маркс выступал против "призвания", закрепляющего человека за определенной трудовой функцией и призывал к тому, чтобы человек в ходе жизни постоянно осваивал все новые и новые виды деятельности, поскольку именно это обеспечивает его гармоничное развитие. Он даже писал, что "природа крупной промышленности требует постоянного движения рабочей силы", когда "каждые пять лет работник вынужден будет менять профессию", что связано с постоянным изменением и развитие самого производства. Частично прогнозы К. Маркса подтвердились, и на современных предприятиях успешные карьеры чаще складываются у тех, кто осваивает хотя бы смежные профессии.

2. Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются "постыдными", предназначенными для людей "второго сорта". Данная проблема сложна, но надо понимать, что каждый труд важен для общества. На Западе все чаще такие непрестижные профессии, как мусорщик, оплачиваются довольно высоко и, наоборот, работники престижных творческих профессий далеко не всегда получают высокие зарплаты. Одно из объяснений: сама творческая работа уже является высокой наградой и потом, если все захотят быть престижными творцами, то кто будет мусор убирать? По поводу мусора можно также заметить, что культура вообще начинается с того, что производимый мусор не оставляют, а убирают, или энергия мусора как-то аккумулируется в иное качество.

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению друзей, которые хорошо знают друг друга и иногда дают честные и обоснованные советы. Но часто, ориентируясь на мнение товарищей, подросток делает такие же профессиональные выборы, как и они, -- это называется выбор "за компанию". И если товарищ даже обосновал для себя свой выбор, то это не означает, что и его друзья должны за ним следовать. Все-таки у каждого человека должен быть свой выбор, свое счастье.

4. Перенос отношения с человека -- представителя той или иной профессии -- на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый -- прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые -- прекрасные люди. Хотя известно, что часто в творческих профессиях работают люди с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах (зависть, склоки, откровенную травлю наиболее творческих работников и т.п.). И общаться с такими людьми довольно сложно. Поэтому, в дальнейшем могут возникнуть сильные разочарования. Далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей. А прекрасные (умные, порядочные) люди есть в каждой профессии, в том числе и в среде ученых.

5. Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолога школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом он может не учитывать, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует принимать во внимание все разнообразные характеристики будущей профессии.

6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). Конечно, в идеале учебные предметы должны выполнять и профориентационную роль, т.е. ориентировать школьников в соответствующей профессиональной деятельности. Но на практике многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от жизни. Например, история как учебный предмет далеко не всегда соответствует работе настоящего историка, буквально страдающего (имеются в виду "творческие муки", которые являются естественным и даже счастливым состоянием для ищущего человека) от неспособности понять специфику той эпохи, в которую он сам живет. Само образование обычно носит более консервативный (и даже догматичный) характер: учеников и студентов больше знакомят с консервативной частью данной науки или данной сферы производства, тогда как реальная практика больше ориентирована на решение конкретных проблемных вопросов. И решение этих проблемных практических вопросов предполагает особые сложности профессионального общения с коллегами, руководителями, заказчиками, клиентами и другими людьми, о чем в школе говорят явно недостаточно.

7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Е.А.Климов имеет в виду то, что многие технические профессии ранее включали значительный элемент "ручного" и даже рутинного труда, а также были связаны с не очень благоприятными условиями (повышенной загрязненностью, шумом, травмоопасностью и т.п.). На многих современных предприятиях работники трудятся в гораздо более комфортных (эргономичных) условиях, даже появился термин "синие воротнички", -- т.е. можно работать если и не в белых рубашках, то вполне прилично одетыми. Ведь на современном производстве все больше технологических процессов автоматизируются и не требуют, как раньше, больших физических и психофизиологических затрат.

8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, отмечает Е.А.Климов. Но явный не учет своих склонностей и своей готовности нередко приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящим удовлетворение и счастье человеку.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости, может не только вызвать у неподготовленного человека нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.

10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, и тогда при внешней видимости активности результат может оказаться неудачным. Здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале -- систематическая профориентациионая работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность в поиске тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь сделать правильный профессиональный и жизненный выбор.

К типичным ошибкам, выделенным Е.А.Климовым, можно добавить и следующие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей.

11. В поиске консультантов и советчиков нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут довольно высокие гонорары. Однако не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.

12. Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Например, в процессе платного консультирования, психолог для того чтобы как-то оправдать свои высокие гонорары строит взаимоотношения с клиентом на откровенной манипуляции (очаровывает его и навязывает свои выборы или забалтывает красивыми разговорами, а то и просто банально тестирует его с помощью экзотических зарубежных тестов и выдает наукообразные, но малообоснованные рекомендации). Не стоит настороженно относиться к профконсультантам (в том числе и к частнопрактикующим), но, по возможности, следует иногда и перепроверять их рекомендации, а главное -- понимать, что ответственность за выборы лежит на самом самоопределяющемся человеке.

13. Неспособность и нежелание задумываться о перспективах развития общества (и производства). Нередко выборы делаются с ориентацией на сегодняшний день, когда востребованы профессии, которые в дальнейшем могут оказаться избыточными (по законам рынка, когда чего-то слишком много, то это теряет свою ценность и "рыночную цену") или появится потребность в других профессиях. Сложность подобных прогнозов социально-экономического развития общества часто связана с боязнью реально взглянуть на ситуацию. Поэтому полноценное самоопределение -- это в том числе и преодоление в себе страха размышлять о проблемах того общества, в котором человек и собирается найти свое место.

Заключение

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А.Климова. Он предлагает интересную модель -- "восьмиугольник основных факторов выбора профессии", которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка: учет своих склонностей (по сравнению с интересами склонности более устойчивы); учет способностей, внешних и внутренних возможностей; учет престижности выбираемой профессии; учет информированности о ней; учет позиции родителей; учет позиции одноклассников, друзей и сверстников; учет потребностей производства ("рынка"); наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей -- с личной профессиональной перспективой (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов.

Наиболее популярная на сегодняшний день в России типология профессионального и личностного самоопределения предложена Е.А.Климовым. Он выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предметом труда: человек -- природа; человек -- техника; человек -- знаковые системы; человек -- человек; человек -- художественный образ.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека.

Е.А.Климов выделяет основные затруднения и ошибки при выборе профессии.

С писок использованной литературы

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -- Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -- С. 356.

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учебное пособие. -- М.: Издательский центр "Академия", 2008. -- С. 320.

Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. -- М., 1999. -- С. 359.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. -- М., 2001. -- 456.

Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. -- М., 2001. -- С. 189.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Психологические механизмы адаптации человека. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора профессии. Психодиагностика профессионального самоопределения.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Влияние пессимистического и оптимистического стиля объяснения успехов и неудач на успешность в деятельности. Взаимосвязь профессионального самоопределения с типом профессиональной направленности личности. Особенности профессионального самоопределения.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Понятие и основные характеристики профессионального самоопределения, его стадии и уровни. Психологические компоненты профессионального самоопределения личности. Профессиональное становление студента-психолога как одна из форм развития его личности.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2017

    Изучение процессов развития самоопределения личности в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Характеристика периода статусной и ролевой неопределенности человека, неустойчивости Я-концепции. Перспективы профессионального самоопределения.

    реферат , добавлен 30.08.2011

    Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения на разных этапах развития личности. Подходы к определению понятия "профессиональное самоопределение". Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2008

    Общая характеристика процесса профессионального самоопределения личности. Анализ закономерностей развития профессиональных способностей, обеспечивающих развитие операциональной стороны деятельности представителей разных профессий (на примере врача).

    реферат , добавлен 15.04.2010

    Изучение проблемы профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных психологов. Выбор профессии как показатель духовной культуры личности. Эмпирическое исследование мотивов профессионального самоопределения учащихся старших классов.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2011

    Общие проблемы формирования мировоззрения личности. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2008

    Процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогическом аспекте данной проблемы. Уровни реализации имеющихся профессиональных возможностей. Исследование особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2009

    Понятие о профессиональном самоопределении личности. Проблема профессионального становления студентов. Психологические свойства личности в студенческом возрасте. Связь профессионального самоопределения с ценностными ориентациями студентов двух групп.

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. В словарях профессиональное самоопределение определяется как, процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально - профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождение в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии .

Профессиональное самоопределение в старших классах

Подросток чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. Однако в самом начале старшего школьного возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступают в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены приступить к самостоятельной трудовой деятельности.

В 14 - 15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован .

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

Основные моменты профессионального становления личности:

  • 1. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
  • 2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
  • 3. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется различными событиями (окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.).
  • 4. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и само актуализации .

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности .

Условием успешного самоопределения, по мнению Ю.А. Корелякова, можно считать формирование отношения у старшеклассника к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности. П.Г. Щедровицкий выделяет в качестве такого условия развитие способности строить свою индивидуальную историю, а О.С. Газман - овладение способами и механизмами саморазвития (информация о себе, о мире, самопознание, рефлексия, целеполагание, планирование) .

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Личностный смысл профессионального идеала обусловлен социальной позицией человека, и его главными составляющими являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки.

Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, которые и определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Образ профессии, как когнитивное эмоциональное образование, служит мотивирующим фактором оценки себя. В свою очередь, результат оценки мотивирует к постановке тех или иных профессиональных и жизненных целей.

В.И.Степанский выделил ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.

Неадекватная самооценка .

Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди рассматриваемого в нашей работе старшего школьного, для которых проблема профессионального самоопределения является насущной и актуальной .

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим (стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении, или получить профессию в процессе работы), как правило, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров .

Существует перечень особенностей профессионального самоопределения старшеклассников:

Характерна устремленность в будущее - старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего. Устремлённость в будущее лишь тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость реальным.

Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней молодости. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие собственного места в нём.

Для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение - осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку часто понимание собственных возможностей у школьников не правильно показателям, то на пути выбора их ждут неудачи.

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, остальные напротив.

профессиональный самоопределение психологический личность

Поделиться