Методика формула профессии пряжников н с. Игра «Аукцион. и варианты ее использования в работе с группой

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия - это:

  • деятельность, направленная на пользу обществу,
  • деятельность, требующая профессионального обучения,
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Задание №1. «Найди профессии».

Подчеркните слова, обозначающие профессии.

    Инженер , конструктор , директор, дворник, юрист , помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир , завуч, учитель физкультуры, дрессировщик , начальник отдела, учитель , учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь , курьер, хирург.

Почему «дворник» и «курьер» - не профессии? (директор, помощник юриста, завуч начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры - это разные специальности одной профессии - учитель. Терапевт и хирург - специальности профессии врача).

Задание №2. «По горячим следам».

Сформулируйте и запишите основные признаки профессии.

Вы уже знакомы с классификацией профессий по таким существенным признакам, как предмет, цели, средства и условия труда. Классификация позволяет смоделировать профессию по заданным характеристикам. Следующее задание поможет вам найти формулу своей будущей профессии.

Задание №3. «Формула профессии». (модификация методики Н.С. Пряжникова).

Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1-2 варианта).

    1. Цели труда:

    1.1. Оценивать, проверять.
    1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.
    1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.
    1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.
    1.5. Учить, воспитывать, консультировать.
    1.6. Создавать произведения искусства.
    1.7. Руководить людьми.
    1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.

    2. Предмет труда:

    2.1. Человек.
    2.2. Информация.
    2.3. Финансы.
    2.4. Техника.
    2.5. Искусство.
    2.6. Животные и растения.
    2.7. Изделия и продукты.
    2.8. Природные ресурсы.

    3. Средства труда:

    3.1. Ручные.
    3.2. Механические.
    3.3. Автоматические.
    3.4. Компьютерные.
    3.5. Мышление.
    3.6. Голос, мимика, пантомимика.
    3.7. Физические возможности организма.
    3.8. Органы чувств.

    4. Условия труда:

    4.1. Бытовой микроклимат.
    4.2. Помещения с большим числом людей.
    4.3. Разъезды и командировки.
    4.4. Открытый воздух.
    4.5. Экстремальные условия.
    4.6. Работа на дому.
    4.7. Особые условия.
    4.8. Повышенная ответственность.

Задание №4 (домашнее).

Из каждой группы выберите и запишите самую привлекательную для вас характеристику.

    Цели: __________________________________________________________________
    Предмет: ______________________________________________________________
    Средства: _____________________________________________________________
    Условия: _______________________________________________________________

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам.
Если нет – попробуйте смоделировать ее по этим признакам.

Е. М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности .

1. Нормативно-параметрический: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда).

2. Морфологический уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую.

3. Функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).

Также рассматривая трудовую деятельность как систему, В. Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа .

1. Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость.

2. Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются "операторы"); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).

Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им - ПВК человека.

3. Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).

4. Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес" отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.

5. Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или недостижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.

В итоге, по мнению В. Д. Шадрикова, все это интегрируется в понятие "индивидуальный стиль деятельности".

Интересные уровни рассмотрения трудовой деятельности выделяет и Е. А. Климов.

1. Уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью; деяние как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).

2. Уровень действий ("действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели").

3. Уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).

4. Уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия).


4.5. "Формула профессии"

Сама "Формула профессии" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:

1) типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - 3; художественный образ - X;

2) классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;

3) отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;

4) группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.

Например, с помощью "Формулы профессии" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (X), цели труда - преобразовательные (II) и изыскательные (И), средства груда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании "Формулы профессии" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, во время анализа профессии "токарь" ученик спрашивает: "Какой предмет труда у токаря?" Ответ "техника" его не устраивал, так как сообразительный ученик тут же возражал: "У токаря техника - это средство труда, а что является предметом, из "Формулы" непонятно". Или, например, профессия "водитель автобуса". Из приведенной "Формулы" неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель "преобразует" транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е. А. Климовым вариант "Формулы". В табл. 2 представлена построенная на идеях Е. А. Климова "Схема анализа профессии" .

Таблица 2

Схема анализа профессии
(вариант работы с группой в игре "Угадай профессию")

Характеристики

профессий

Место для первого примера профессии - "таксист"

Место для кодирования заданной профессии (для игры "Угадай профессию")

Предмет труда:

1 - природа (животные, растения)

2 - материалы и заготовки

4 - взрослые

5 - техника

6 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)

7 - художественный образ

взрослые

Цели труда:

1 - контроль, оценка, диагноз

2 - преобразовательная

3 - изобретательная

4 - транспортирование

5 - обслуживание

6 - собственное развитие

транспортирование

обслуживание

Средства труда:

1 - ручные и простые приспособления

2 - механические

3 - автоматические

4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух...)

5 - теоретические (знания, способы мышления)

6 - переносные или стационарные средства

механические

функциональные

Условия труда:

1 - бытовой микроклимат

2 - большие помещения с людьми

3 - обычный производственный цех

4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 - работа на открытом воздухе

7 - домашний кабинет, лаборатория, мастерская

экстремальные

Характер подвижности в труде:

1 - преимущественно сидя

2 - преимущественно стоя

3 - множество разнообразных движений

4 - длительная ходьба

5 - вынужденные статичные позы

6 - высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

Характер общения в труде:

1 - минимальное общение (индивидуальный труд)

2 - клиенты, посетители

3 - обычный коллектив (одни и те же лица)

4 - работа с аудиториями

5 - выраженная дисциплина, субординация в труде

6 - небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

Ответственность в труде:

1 - материальная

2 - моральная

3 - за жизнь и здоровье людей

4 - невыраженная ответственность

жизнь и здоровье

Особенности труда:

1 - возможность работы по совместительству

2 - большая официальная зарплата

3 - льготы

4 - "соблазны" (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации)

5 - изысканные отношения

6 - встречи со знаменитостями

"соблазны"

знаменитости

7 - частые загранкомандировки

8 - командировки по стране

9 - завершенный результат труда (можно полюбоваться)

10 - высокий престиж профессии

11 - явно выраженная общественная полезность труда

Типичные трудности и неприятности:

1 - нервное напряжение

2 - профзаболевания

3 - распространены мат и сквернословие

4 - повышенный риск судимости

5 - невысокой престиж работы

6 - очень маленькая зарплата

7 - общественно презираемый (осуждаемый) труд

профзаболевания сквернословие

Минимальный уровень образования для работы:

1 - без специального образования (после школы)

2 - краткосрочные курсы

3 - начальное профессиональное образование (СПТУ)

3 - среднее профессиональное образование (техникум)

4 - высшее профессиональное образование (вуз):

Незаконченное высшее

Бакалавриат

Магистратура

5 - ученая степень (аспирантура, академия)

6 - дополнительное профессиональное образование

начальное профессиональное

Вариант использования схемы в работе с классом (в игре "Угадай профессию") предполагает следующий порядок работы с группой (или с классом):

Сначала участникам процедуры предлагается самим рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии;

Быстро обнаруживается, что они ее "вроде бы знают", но детально рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны "конкретные вопросы");

И тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии;

Преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут);

Далее начинается собственно игра "Угадай профессию": все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше - конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток).

Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации.

1. Когда клиент вообще не знает, какую профессию выбрать. Общий порядок работы следующий:

Знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему): в самых общих чертах клиенту объясняется смысл схемы и сразу же на примере одной-двух профессий показывается, как с помощью схемы можно их анализировать;

После клиент обозначает на отдельном листке бумаги наиболее привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессии (как бы обозначает с помощью схемы свои "пожелания");

Потом организуется совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по пять-семь профессий, соответствующих "желательным" характеристикам);

Наконец, организуется последующее обсуждение (совместный выбор варианта, наиболее соответствующего "пожеланиям" клиента).

2. Когда клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор. Порядок работы примерно следующий:

Знакомство клиента со схемой (на примере анализа одной-двух профессий);

Но после знакомства со схемой клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант пытается ее "отгадать" (из пяти-семи вариантов);

Заметим, что эффективность использования схемы анализа профессий (особенно в индивидуальных профконсультациях) заметно повышается, если психолог-профконсультант предварительно проанализирует самостоятельно несколько десятков различных профессий. Это важно для выработки навыка "отгадывания" профессий по выделенным характеристикам. Опыт использования данной схемы показывает, что она, даже несмотря на свою простоту, достаточно эффективна и, главное, позволяет организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естественно, при условии, что психолог-консультант не пытается постоянно навязывать ему свое мнение.

В качестве еще одного варианта знакомства с характеристикой профессии, мы предлагаем школьникам составить самостоятельно описательно-информационную профсссиограмму. Ребятам в этом задании также необходимо подобрать пять профессий, соответствующих пяти системам труда: "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковые системы", "человек - природа", "человек - художественный образ". С примером такой творческой работы, выполненной студенткой МГППУ (факультет дистанционного обучения), мы и предлагаем читателям познакомиться (см. ниже).

Учитель называет предмет труда, а учащиеся по очереди называют профессии, относящиеся к этой группе. Профессии можно записывать на доске. После каждой названной профессии учитель считает до трех или ударяет в ладоши, ожидая названия очередной профессии. Профессию необходимо назвать до третьего хлопка. Тот, за кем останется последнее слово, считается победителем. Во время игры ребята понимают, насколько мало они осведомлены о мире профессий . Главная задача учителя - дать возможность почувствовать этот информационный голод. Игра занимает от 5 до 15 минут. Удлинение интервалов между хлопками, остроумные реплики учителя, такие атрибуты, как деревянный молоток, гонг, символические призы, придадут игре особую привлекательность.

Проведение автоматизированной экспресс - профориентации «Ориентир».

«Формула профессии»
(модификация методики Н.С. Пряжникова)

Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (один-два варианта).

1. Цели труда

1.1. Оценивать, проверять.

1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.

1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.

1.5. Учить, воспитывать, консультировать.

1.6. Создавать произведения искусства.

1.7. Руководить людьми.

1.8. Обслуживать кого-либо или что-либо.

2. Предмет труда

2.1. Человек.

2.2. Информация.

2.3. Финансы.

2.4. Техника.

2.5. Искусство.

2.6. Животные и растения.

2.7. Изделия и продукты.

2.8. Природные ресурсы.

3. Средства труда

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автоматические.

3.4. Компьютерные.

3.7. Физические возможности организма.

3.8. Органы чувств.

4. Условия труда

4.1. Бытовой микроклимат.

4.2. Помещения с большим числом людей.

4.3. Разъезды и командировки.

4.4. Открытый воздух.

4.5. Экстремальные условия

4.6. Работа на дому.

4.7. Особые условия.

4.8. Повышенная ответственность.

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если не выбрали - подберите профессию, которая соответствует этим признакам.

ЗАНЯТИЕ 15-16
Способности и профессиональная пригодность

Ведущий. Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга, которые еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.

Хорошая память и внимание могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека.

Способности бывают общие и специальные.

К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени) и которые важны для самых разных видов деятельности.

Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.

Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального, развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Уровень умственного развития определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления - это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Методика «Опросник типа мышления»


Прослушайте утверждения. Если вы согласны, в бланке ответов поставьте плюс , если не согласны - минус.

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Истинно только то, что можно потрогать руками.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Подсчитайте количество плюсов в каждой из пяти строк (см. «Опросник типа мышления» в приложении 1) и запишите полученное число. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой строке указывает на уровень развития данного типа мышления (0–2 - низкий, 3–5 - средний, 6–8 - высокий).
1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.
2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие люди науки - физики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было, - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность (К) - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить - планы или тип мышления?

С помощью тестов можно оценить уровень развития некоторых общих способностей. Однако существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист. Это специальные способности - артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные, - определяющие успешность в конкретных видах деятельности.

Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу... Стихи...
- Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй...
Собеседником Моцарта оказался Гёте.

Если у человека есть способности, например литературные или музыкальные, это не значит, что он может расслабиться и ждать, когда к нему придет слава. Человек, имеющий от природы более скромные способности, может догнать и обогнать баловня природы благодаря упорным занятиям. Спортсмен с богатырским здоровьем и молниеносной реакцией проиграет слабому сопернику, если будет пропускать тренировки и нарушать спортивный режим. Многие щедро одаренные от природы спортсмены, артисты, писатели бесславно закончили свой земной путь, потому что остановились в профессиональном развитии, переоценив свои способности.

По наличию способностей обычно судят о профессиональной пригодности человека.

Требования профессии называют еще профессионально важными качествами.

Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.

Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. Забывчивость можно компенсировать систематическим ведением различных записей, медлительность - тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления - использованием макетов и наглядных пособий.

Но есть универсальные качества, например порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своем рабочем месте способен создать много проблем , и чем выше его должность, тем он опаснее для окружающих.

В подростковом возрасте идет интенсивное развитие общих и специальных способностей. В этом возрасте активно формируются и развиваются межличностные коммуникативные способности, включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Именно сейчас вам необходимо правильно оценить свои возможности, чтобы соотнести их с требованиями будущей профессии.

Ясность, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание формируются и развиваются только в молодом возрасте. Наличие этих качеств и обеспечивает способность к труду.

Примерно половина людей, стоящих перед выбором профессии, собирается управлять другими людьми или финансами и планирует стать менеджером, предпринимателем или просто руководителем, хотя только 5–7% населения имеет необходимые склонности и способности к такого рода деятельности.

Высший уровень профессиональной пригодности называют призванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному.
- Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!
- Я ваших стахановских методов не знаю, - отвечал портной, – приходите через три дня и забирайте оба!
Утесов опешил от такой дерзости.
- Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне.
Портной презрительно осмотрел костюм и спросил:
- Кто вам его шил?
- Его шил сам Затирка (знаменитый портной), - гордо отвечал артист.
- Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии? - парировал портной.
Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня - от новых костюмов.

Творцов, мастеров своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что вы способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добились тоже не сразу.

Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, - это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.

ЗАНЯТИЕ 17



24. Я предпочту работать:

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.



Подведение итогов

Полученные данные занесите в бланк ответов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки:


  • 10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность;

  • 7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности;

  • 4-6 баллов- слабо выраженная профессиональная склонность;

  • 0-3 балла - профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов - это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш предварительный выбор профессии с полученными результатами?

Бланк ответов




I

II

III

IV

V

VI

1

А

В

Б

2

В

А

Б

3

Б

А

В

4

Б

В

А

5

В

А

Б

6

Б

В

А

7

Б

В

А

8

Б

А

В

9

Б

А

В

10

В

А

Б

11

В

Б

А

12

А

Б

В

13

А

Б

В

14

А

Б

В

15

В

А

Б

16

Б

В

А

17

Б

А

В

18

А

В

Б

19

В

А

Б

20

В

Б

А

21

А

В

Б

22

Б

А

В

23

В

А

Б

24

А

Б

В

Всего

Ответы детей

Ведущий . Ребята, вы разбились на группы в соответствии с вашими склонностями. Соотнесем то, что вы знаете о себе с тем, что получилось в результате опроса. Вам предложена характеристика склонностей к профессиональной деятельности. Итак, по группам…


  1. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.

  2. Склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

  3. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

  4. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных
    способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

  5. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью человека.

  6. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством; анализом текстов и их преобразованием редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Рефлексия по полученным результатам.

ЗАНЯТИЕ 18-19

Профессиональная направленность личности
Когда человек не знает , к какой пристани держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным

Луций Анней Сенека

Ведущий. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. В рамках диагностики ваших профессиональных склонностей на сегодняшнем уроке мы проведем еще один тест, который позволяет совместить анализ интересов, способностей и ваших личностных качеств (компьютерный диагностический комплекс «Профориентатор», время выполнения 40-60 минут).

На следующем уроке групповая консультация и рефлексия по полученным результатам.

Программа для учащихся 9-го класса

И зменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения школьников.

Цельпрофессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития.

Можно сформулировать три основных принципа выбора профессии школьником:

1. Знание и учет собственных возможностей и способностей.

2. Знание требований профессии к человеку.

3. Умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

При составлении программы курса по выбору «Шаги к профессии» учитывались следующие ключевые моменты:

В блоке диагностических методик акценты делаются не на оценку актуального уровня способностей, а на выявление индивидуально-психологических особенностей и мотивации учащихся.

В подростковом возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления.

Для подростка характерен недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.

Недостаток жизненного опыта (поверхностные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

Курс «Шаги к профессии» относится к профессионально-ориентированным курсам по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Программа курса рассчитана на 17 часов. Она написана авторами на основе изучения известных программ по профориентационной работе («Человек - труд - профессия», «Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой; «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой; факультативного учебного курса по профессиональному самоопределению подростков «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной).

Предполагается использование на занятиях рабочей тетради учащегося, которая является частью учебно-методического комплекта «Я и моя профессия» (автора Резапкиной Г.В.). В нее включены основные задания, бланки для ответов, тестовый стимульный материал, а также памятки для учащихся. При отсутствии такой тетради необходимо обеспечить учащихся бланками и стимульным материалом. Тесты и задания в программе подобраны с учетом возрастных особенностей восприятия подростков.

На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий подросток познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.

Информационная поддержка учащихся во время изучения курса осуществляется по схеме:

Если конечной целью профориентационной работы школы является готовность учащегося к самоопределению, то роль учителя, психолога состоит в том, чтобы активизировать позицию самоопределяющегося школьника.

Схема активизации позиции самоопределения подростка

Таким образом, суть активизации заключается в том, чтобы вооружить выпускника школы средствами для решения своих проблем. В полной мере курс по выбору «Шаги к профессии» отвечает данному требованию.

Целью курса является осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Задачи курса

Взаимодействие учителя и ученика, при котором ученик, поставивший перед собой цель, инициирует сотрудничество с психологом или учителем.

Обеспечение каждому ученику психологической безопасности.

Мотивация личностного роста ученика.

Создание условий для сознательного выбора профессии.

Актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор.

Переживание опыта межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Программа курса предусматривает занятия - «шаги», которые проводятся как в традиционной форме урока, когда учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, так и в форме ролевых игр, упражнений, активизирующих самопознание и рефлексию, в форме психодиагностических тестов, тренинга по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения. Педагог-психолог использует в своей работе такие основные методы, как наблюдение, беседы и консультации с учащимися и их родителями.

Занятия курса проводятся 1 раз в неделю.

Программа курса не предусматривает систему отметок. Эффективность усвоения содержания курса следует оценивать по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии. Однако решение по поводу формы оценивания принимает учитель и педагогический совет школы. Авторы предлагают выставлять рейтинговый балл (см. приложение) на итоговом занятии курса по теме «Защита личного профессионального плана» (при необходимости можно рейтинговую оценку переводить в привычную для учащихся отметку «3», «4», «5»).

По завершении изучения курса учащиеся должны:

Знать свои способности и возможности;

Знать основные правила выбора профессии;

Владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

Иметь представление об основных индивидуально-психологических особенностях личности, о методах диагностирования;

Быть знакомыми с собенностями нервной системы, мышления, памяти, внимания.

Учащиеся должны уметь:

Адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;

Ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями;

Составлять личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.

Достоинством программы является то, что работать по ней может не только педагог-психолог школы, но и классный руководитель или учитель.

Пример таблицы для игры

Предлагаемый курс может быть использован психологами, классными руководителями, педагогами не только как курс по выбору, но и как составляющая психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения, а также в рамках профориентационной работы в качестве факультативного курса в 8–11-х классах общеобразовательной школы.

По итогам изучения всего курса целесообразно провести родительское собрание и познакомить родителей с общими результатами выбора профессии девятиклассниками. При желании родителей - провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации.

Для иллюстрации ниже приведены сценарии двух занятий по этой программе.

ЗАНЯТИЕ 7. Игра «Остров»

Цели занятия

1. Развитие коммуникативных способностей учащихся, навыков социального поведения.

2. Активизация профессионального самоопределения.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в игре «Остров».

Представьте, что мы оказались на заброшенном острове, где-то в южных широтах. У вас осталось какое-то личное имущество: что было в сумках и карманах. Когда нас спасут - неизвестно. Как минимум два месяца мы должны прожить здесь. Перед нами стоят две основные задачи: выжить и остаться при этом цивилизованными людьми.

За 40 минут вы должны доказать самим себе, что способны решать эти задачи.

Итак, мы сидим на берегу и обсуждаем, что нам дальше делать. Я пока буду выполнять роль старшего, но потом вы сможете выбрать себе другого вождя.

Если мы сумеем договориться об основных путях решения наших задач, а также о распределении обязанностей, то сможем выжить и сохранить свое достоинство. (На доске висит карта острова.) Обратимся к карте... На острове имеется источник пресной воды, а также мелкие зверьки, птицы, рыба, съедобные растения. Но нет пещеры, пригодной для проживания.

Что необходимо для проживания на острове?

(Ведущий записывает все перечисленное на доске в виде перечня.)

Определим приоритеты.

Необходимо определить перечень работ и количество людей для их выполнения. Далее надо выявить желающих выполнять эти работы.

Как правило, возникает несоответствие между желаемым и необходимым. Это обсуждается, и ведущий объясняет, что участники не смогут выжить, если не договорятся. По каждому виду работ создаются группы, они рассаживаются за отдельные столы и обсуждают 3–5 минут, как они будут выполнять свою работу. Представитель группы рассказывает классу о том, как они собираются строить жилище, ловить рыбу и т.д. Класс задает вопросы. Ведущий игры в баллах оценивает готовность группы.

Затем ведущего поражает тропическая болезнь, и учащиеся выбирают нового вождя. При этом учитель чинит всяческие препятствия, побуждает участников к решению различного рода проблем: строительство туалета и пр.

За 3–5 минут до конца занятия учитель прекращает игру и организует обсуждение результатов.

Вопросы для обсуждения:

- Удалось ли вам выжить?

Как оказывалась медицинская помощь?

Как заботились о душе?

Возникали ли скандальные ситуации?

ЗАНЯТИЕ 11.
Что я знаю о мире профессий?
Классификация профессий. Игра «Аукцион»

Цели занятия

1. Дать представление о мире профессий и их классификации.

2. Определить профессиональные склонности учащихся.

3. Развивать умения учащихся классифицировать профессии и соотносить их со своими потребностями.

Стимульный материал

Методика «Формула профессии» (Пряжников Н.С.), классификация профессий по предмету труда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа о профессиях и психологических требованиях к профессии

Ведущий. Сегодня известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться?

Чтобы в этом разобраться, нужно классифицироватьпрофессии. Классификация-это осмысление порядка вещей, распределение их по какому-либо признаку. Профессии принято классифицировать и выделять по следующим признакам:

Предмет труда

То, на что направлена работа. Классификация профессий: человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ.

Цели труда

Преобразовательские (воздействие на предмет труда).

Гностические (получение и анализ информации о предметах труда).

Изыскательские (поиск чего-то нового).

Управленческие (управление другими людьми).

Орудия труда

То, посредством чего работник оказывает воздействие на предмет труда.

Функциональные средства (функции человеческого тела и ума).

Технические средства (расширяют возможности воздействия человека на предмет труда).

Профессии ручного труда.

Условия деятельности

Любая профессия предполагает нахождение человека в определенных условиях. Условия труда включают:

характеристики среды;
физическую нагрузку;
график рабочего времени;
нервно-психическое напряжение.

Характер труда: исполнительский или творческий.

2. Игра «Аукцион»

Учащиеся делятся на 3 группы. От них требуется назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на доске. Выигрывает та команда, игроки которой назвали большее число профессий.

Ход игры представляет собой живой диалог ведущего и игроков. Игра позволяет обнаружить степень общей информированности о мире профессий, выявить направленность профессиональных интересов учащихся.

Наличие атрибутов настоящего аукциона придает игре особую привлекательность.

При подведении итогов занятия уместно будет провести методику «Формула профессии».

3. Методика «Формула профессии»

Ведущий . Чтобы определить, с какими целями, предметами, средствами, условиями труда каждый из вас склонен работать, проведем тест.

Инструкция для учащегося

Подчеркните наиболее привлекательные цели, предмет, средства, условия труда.

1. Цели труда

1.1 Оценивать, проверять.

1.2 Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3 Перевозить что-либо.

1.4 Изготавливать какие-то предметы.

1.5 Учить, воспитывать, консультировать.

1.6 Творить, создавать что-то новое.

1.7 Руководить людьми.

1.8 Обслуживать кого-либо или что-либо.

1.9 Постоянно работать над собой, быть в «форме».

2. Предмет труда

2.1 Технические объекты.

2.2 Тексты, графики, числа.

2.3 Экономика и политика.

2.4 Искусство.

2.6 Растения и микроорганизмы.

2.7 Животный мир.

2.9 Детали и материалы.

3. Средства труда

3.1 Ручные.

3.2 Механические.

3.3 Автоматические.

3.4 Компьютеры.

3.5 Интеллект.

3.6 Выразительные движения, мимика.

3.7 Творческое мышление.

3.8 Возможности организма и органы чувств.

4. Условия труда

4.1 Бытовой микроклимат.

4.2 Помещения с большим количеством людей.

4.3 Разъезды.

4.4 Самостоятельность.

4.5 Открытый воздух.

4.6 Экстремальные условия.

4.7 Особые условия.

4.8 Изысканные отношения.

4.9 Работа на дому.

4. Итог занятия

Ведущий. Если вы выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она наиболее привлекательным для вас характеристикам. Если нет - попробуйте сами смоделировать ее по этим признакам.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

Вячеслав ОРЛОВ,
педагог-психолог
Лариса ГАЛЕЦКАЯ,
заместитель директора
по научно-методической работе,
с. Андрейково, Смоленская обл.

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - М.: Первые шаги, 2004.

2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2002.

3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2005.

4. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.А. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2004.

6. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2004. - 48 с.

7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - 2-е изд., исправл. - М.: Генезис, 2004. - 125 с.

8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2005. - 80 с.

9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: Генезис, 2005. - 140 с.

10. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005. - 124 с.

11. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

12. Практика административной работы в школе. - 2003, № 6.

Для учащихся:

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1991.

2. Резапкина Г.В . Я и моя профессия: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2005. - 80 с.


7.4. «Формула профессий». Схема анализа профессий

и варианты ее использования в работе с группой

и в индивидуальной профконсультации

Сама «Формула профессий» рассматривается как основа по­строения «Схемы анализа профессий». В традиционной «Формуле профессии» выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять раз­ные профессии и специальности (см. Климов Е.А., 1990), кото­рые выделяются по следующим основаниям:


  1. типы профессий - по предмету труда: природа - П; техни­
    ка - Т; человек - Ч; знаковые системы - 3; художественный
    образ - X;

  2. классы профессий - по целям труда: гностические - Г;
    преобразовательные - П; изыскательные - И;

  3. отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; меха­
    нические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. воз­
    можности и функции организма, а также теоретические сред­
    ства - Ф;

  4. группы профессий - по условиям труда: бытовой микро­
    климат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная
    ответственность - М; экстремальные условия - Э.
Например, с помощью «Формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»: предмет труда - природа (П) и художественный образ (X), цели труда - преоб­разовательные (П) и изыскательные (И), средства труда - руч­ные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании «Формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возника­ли недоразумения. Например, при анализе профессии «токарь» ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» Ответ «тех­ника» его не устраивал, так как сообразительный ученик тут же возражал: «У токаря техника - это средство труда, а что явля­ется предметом, из «Формулы» непонятно...» Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «Формулы» не­ясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возник­ла необходимость несколько видоизменить и расширить пред­ложенный Е. А. Климовым вариант «Формулы». Ниже представле-

на построенная на идеях Е. А. Климова «Схема анализа профес­сии» (табл. 6).

^ Схема анализа профессии (вариант работы с группой в игре «Угадай профессию»)

Место

Место для первого

примера профессии -

«таксист»


для кодирования

Характеристики профессий


загаданной

профессии

(для игры «Yraaaftj

профессию»)

Предмет труда:

Взрослые Техника


  1. - природа (животные,
    растения)

  2. - материалы и заготовки

  3. -дети

  4. - взрослые

  5. - техника

  6. - знаковые системы (тексты,
    информация в компьютерах...)

  7. - художественный образ
Цели труда:

Транспортирование Обслуживание


  1. - контроль, оценка, диагноз

  2. - преобразовательная

  3. - изобретательная

  4. - транспортирование

  5. - обслуживание

  6. - собственное развитие
Средства труда:

Механические Функциональные


  1. - ручные и простые
    приспособления

  2. - механические

  3. - автоматические

  4. - функциональные (речь,
    мимика, зрение, слух...)

  5. - теоретические (знания,
    способы мышления)

  6. - переносные
или стационарные средства

1 Обращаем внимание, что кодировать профессию следует только словам^ как это показано во второй колонке таблице. Если кодировать профессию нон рами характеристик, то при отгадывании возникают сложности восприятия иЙ формации и игра может не получиться.

^ Продолжение таблицы 6


Характеристики профессий





Условия труда: 1 - бытовой микроклимат 2 - большие помещения с людьми 3 - обычный производст­венный цех 4 - необычные производст­венные условия (особый режим влажности, температу­ры, стерильность) 5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 - работа на открытом воздухе 7 - домашний кабинет, лаборатория, мастерская

Экстремальные

Характер подвижности в труде: 1 - преимущественно сидя 2 - преимущественно стоя 3 - множество разнообразных движений 4 - длительная ходьба 5 - вынужденные статичные позы 6 - высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

Сидя

Характер общения в труде: 1 - минимальное общение (индивидуальный труд) 2 - клиенты, посетители 3 - обычный коллектив (одни и те же лица...) 4 - работа с аудиториями 5 - выраженная дисциплина, субординация в труде 6 - небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

Клиенты

205

^ Продолжение таблицы

Характеристики профессий

Место для первого примера профессии - «таксист»

Место для кодирования загаданной профессии ■для игры «Угада профессию»)

Ответственность в труде: 1 - материальная 2 - моральная 3 - за жизнь и здоровье людей 4 - невыраженная ответственность

Жизнь и здоровье

Особенности труда: 1 - возможность работы по совместительству 2 г- большая официальная зарплата 3 - льготы 4 - «соблазны» (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации...) 5 - изысканные отношения 6 - встречи со знаменитостями 7 - частые загранкоманди­ровки 8 - командировки по стране 9 - завершенный результат труда (можно полюбоваться) 10 - высокий престиж профессии 11 - явно выраженная общест­венная полезностьтруда

«Соблазны» Знаменитости

Типичные трудности и неприятности: 1 - нервное напряжение 2 - профзаболевания 3 - распространены мат и сквернословие 4 - повышенный риск судимости 5 - невысокой престиж работы 6 - очень маленькая зарплата 7 - общественно презираемый (осуждаемый) труд

Нервы Профзаболевания Сквернословие

206

Окончание таблицы 6


Характеристики профессий

Место для первого примера профессии - «таксист»

Место для кодирования загаданной профессии (для игры «Угадай профессию»)

Минимальный уровень образования для работы: I - без специального образования (после школы) 2 - краткосрочные курсы 3 - начальное профессиональ­ное образование (СПТУ) 4 - среднее профессиональное образование (техникум) 5 - высшее профессиональное образование (вуз): - незаконченное высшее - бакалавриат - магистратура 6 - ученая степень (аспирантура, академия...) 7 - дополнительное профес­сиональное образование

Начальное Профессиональное

^ Вариант использования схемы в работе с классом игре «Угадай профессию») предполагает следующий порядок работы с группой (или с классом):

  1. участникам процедуры самим предлагается рассказать о ка­
    кой-нибудь хорошо известной им профессии;

  2. после того как обнаруживается, что они ее «вроде бы зна­
    ют», но конкретно рассказать о многих ее особенностях не могут
    (им нужны «конкретные вопросы»), преподаватель предлагает схему
    анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для
    рассказа о любой профессии;

  3. преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на
    это уходит примерно 35 - 40 мин);

  4. начинается собственно игра «Угадай профессию»: все делят­
    ся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профес­
    сию (а еще лучше конкретную специальность), кодирует ее в своей
    тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодирован-
    н ьщ характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с
    т Рех попыток).
207

^ Варианты использования схемы в индивидуальной профконсулщ тации.

I. Когда клиент вообще не знает, какую выбрать профессш
общий порядок работы следующий:


  1. знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему):;
    самых общих чертах клиенту объясняется смысл схемы и сразу:
    на примере 1 - 2 профессий показывается, как с помощью схед
    можно их анализировать;

  2. игра с клиентом (консультант и клиент загадывают
    другу профессии и пытаются отгадать их - см. выше);

  3. клиент обозначает на отдельном листке бумаги наибол^
    привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестно
    профессии (как бы обозначает с помощью схемы свои «поже
    ния»);

  4. организуется совместное отгадывание (консультант и к.
    ент на отдельных листочках выписывают по 5 -7 профессий,
    ответствующих «желательным» характеристикам);

  5. организуется последующее обсуждение (совместный выб
    варианта, наиболее соответствующего «пожеланиям» клиента).]
II. Когда клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбс
порядок работы следующий:

  1. знакомство клиента со схемой (на примере анализа 1-
    профессий);

  2. после знакомства со схемой клиент сразу же загадывает се
    избранную профессию, а профконсультант пытается ее «отгадат
    (из 5 - 7 вариантов);

  3. организуются совместное обсуждение и возможная корре
    ция представлений клиента о своей профессии.
Заметим, что эффективность использования сх| мы анализа п р о ф е с с и й (особенно в индивидуальных щ консультациях) заметно повышается, если психолог-профконс> тант предварительно проанализирует самостоятельно несколь десятков различных профессий. Это важно для выработки навь отгадывать профессию по выделенным характеристикам. Опыт i пользования данной схемы показывает, что она, даже несмс на свою простоту, достаточно эффективна и, главное, позволя организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естест но, при условии, что психолог-консультант не пытается постоя но навязывать ему своего мнения.

^ 7.5. Основная проблема профессиографирования и психологии труда

В психологическом плане, с точки зрения самого работника, нейшая проблема труда заключается в том, чтобы этот труд cnf

ведливо вознаграждался со стороны общества (см.: Пряжников Н. С, Пряжникова Е.Ю., 2001, с. 100-107). Общественная оценка и признание труда являются основой чувства собственного достоин­ства многих людей - этой «первичной» человеческой ценности (по Дж. Ролзу). При этом сама справедливость рассматривается как соответствие вклада человека в общественное благосостояние тем благам, которые работник получает в качестве вознаграждения за этот вклад. Но здесь сразу же возникает сложность оценки самого «вклада», т.е. общественной полезности и необходимости данного труда.

Сам по себе профессиональный труд не может рассматривать­ся (и оцениваться) вне конкретного социокультурного контекста. Например, если общество готовится к войне, то на первый план выходят профессии, так или иначе связанные с военными сфера­ми (сами воинские специальности, специалисты оборонных и конструкторских организаций, идеологические работники и т. п.). В условиях развития рыночных отношений на первый план выхо­дят профессии, связанные с куплей-продажей, а по мере разви­тия этих отношений - профессии, связанные с цивилизованным менеджментом, и т.п.

Кроме того, важно учитывать при развитии самого отношения к оценке труда его «освоенность» специалистами. Например, но­вый, неосвоенный труд часто выполняется в виде своеобразного «экспериментирования», когда работник рискует не только сво­им материальным благополучием (из-за риска не получить ожи­даемую прибыль или качество продукции), но и своим здоровьем (из-за неисследованности воздействия профессии на организм, а также часто из-за высокой интенсивности такого труда).

Наконец, ситуацию осложняет соотношение объективной зна­чимости данной профессии и значимости субъективной, т.е. то, как сам работник оценивает свой «вклад» в общественное благо­состояние. Понятно, что если рассогласование оказывается силь­ным, то идея справедливости (на уровне сознания конкретных специалистов) уже не реализуется. Хотя возможна ситуация, когда сам работник (на уровне индивидуального или группового про­фессионального сознания) убежден в том, что его ущемляют в благах и оплате, но другие люди (на уровне общественного созна­ния) считают, что все справедливо.

В целом можно выделить следующие возможные пути решения проблемы справедливой оценки обще­ственной значимости (вклада) по конкретным профессиям.

1. Обоснование значимости труда, основанное на культурно-ис­ торических и религиозных традициях. Различные мировоззренче­ские, теологические и идеологические системы формируют в об­щественном сознании спокойное отношение к явной несправед-

ливости и дискриминации одних социальных групп другими, бо­лее привилегированными. Заметим, что практически все народы прошли данный путь (а многие еще до сих пор ему следуют). Сле­довательно, на каких-то этапах культурно-исторического разви­тия такое «обоснование» значимости труда конкретных профес­сий является оправданным, т.е. исторически неизбежным. Более совершенные системы оценки значимости труда и соответствую­щего вознаграждения еще должны были мучительно сформиро­ваться. А сам процесс такого формирования часто сопровождался: сильными социальными потрясениями, что лишний раз подтверж­дает глобальность самой проблемы оценки общественной значи-: мости конкретного труда.


  1. Традиционный для научного подхода путь, предложенный!
    еще Ф.Тейлором и основанный на анализе трудоемкости работы, }
    временных затрат, сложности отдельных трудовых действий и т. п. |
    Сразу же обнаруживаются проблемы, связанные с реализацией!
    данного пути: 1) по мере освоения данной профессии субъектов-1
    ная трудность резко уменьшается; 2) при удачной организации!
    даже трудоемкая работа выполняется намного быстрее и эффек-!
    тивнее, так как многое зависит не от конкретного работника, а от|
    его руководителей и самой организации труда, т.е. сложно оце- :
    нить «вклад» данного специалиста и др.

  2. «Рыночная» оценка значимости профессии, основанная на udeel
    «востребованности» результатов данного труда со стороны больЛ
    шинства покупателей. Здесь срабатывает известный принцип: «Цен-!
    но то, что покупается большинством». Данный путь в современ­
    ных российских условиях является доминирующим и даже «одоб­
    ряемым» на высших управленческих уровнях, а также культиви-1
    руется на уровне идеологическом (через средства массовой ин-j
    формации с привлечением различных «экспертов» и «деятелей!
    культуры»). Но справедливая оценка труда при таком подходе стал-1
    кивается со следующими проблемами: 1) «востребованность» тех!
    или иных результатов во многом зависит от общественного мне-1
    ния, формируемого с помощью искусной рекламы, т.е. факти-f
    чески оценивается не сам труд данного специалиста, производя-!
    щего какой-то продукт, а то, насколько этот продукт (товар) «рас-!
    кручен» с помощью рекламы; 2) продукт должен быть «понятен»!
    (и даже «узнаваем») потенциальным покупателем, часто не спо-1
    собным оценить достоинства чего-то нового и необычного, а это!
    предполагает ситуацию, когда выгоднее иметь дело с «примитив-!
    ным» покупателем, что в результате делает «примитивным» и|
    самого производителя товаров. В итоге в более выигрышном поло-J
    жении оказываются те работники, которые при меньших твор-|
    ческих затратах «востребованы», т.е. «покупаемы» больше и чаще,!
    чем работники творческие, как правило, более квалифицирован-!
    ные и порядочные; 3) как это ни парадоксально, но «рыночная»!
210

оценка труда во многом зависит от господствующей «моды» и часто предполагает однообразие товаров и услуг (производится то, что пользуется «спросом» сейчас), что приводит не только к примитивизации «ассортимента», но и к деградации самого производства (невыгодные производства просто сворачивают­ся) и т.п.

4. Более современные системы оценки значимости труда осно­ ваны на четком экономическом «просчете» «стоимости персонала». Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэко­номии В.Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость свойств человеческой личности. По его методу, «...цен­ность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикрат­ному годовому доходу, который они приносят...» Богатство об­щества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Например, взрослый вдвое «дороже», чем ребенок, а «мо­ряк в действительности равен трем крестьянинам». В 1812 г. в Рос­сии Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных еди­ницах - пудах и четвертях ржи.

За разработку теории «человеческого капитала» были присуж­дены Нобелевские премии в области экономики в 1979 г. Теодору Шульцу и в 1992 г. Гэри Беккеру. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инве­стициями в человека могут быть: образование, накопление про­фессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобиль­ность, поиск информации, т.е. способность самостоятельно рабо­тать в мире информационных технологий, и др.

Интересную методику измерения индивидуальной стоимости работника разработал Эрих Флэмхольц (Мичиганский универси­тет, США). Он считает, что с экономической точки зрения сто­имость чего-либо определяется тем, насколько оно обладает спо­собностью приносить какую-либо выгоду или доход - аналогично и со стоимостью работника. По специальной схеме (формуле) определяются: «ожидаемая условная стоимость» работника (т. е. что он даст организации за всю оставшуюся жизнь); «ожидаемая реа­лизуемая стоимость» - вероятность того, что он останется рабо­тать в организации в течение определенного времени (состоит из двух элементов: ожидаемая условная стоимость и вероятность про­должения работы в организации). В данной модели стоимость че­ловеческих ресурсов является вероятностной величиной, что оз­начает, например, следующее: не всегда работник с наибольшим потенциалом, т.е. с ожидаемой условной стоимостью, будет наи­более полезен организации: важна еще и ожидаемая реализуемая стоимость, т. е. предполагаемое время работы сотрудника в орга­низации; модель также описывает зависимость стоимости челове­ческих ресурсов от степени их удовлетворенности трудом.

5. Административное регулирование оценки труда основано
нормативно-законодательном «вмешательстве» во взаимоотнои
ния между работником {производителем) и потребителем.
Напри]
мер, в советский период само государство определяло, кому скс
ко платить. Нельзя сказать, что в целом эта система Hecnp

ва, так как она позволяла определять доходы разных работников более или менее соотносимые друг с другом. Однако часто зде господствовали произвол и некомпетентность различных чиной ников и «государственных» деятелей, что и привело к краху этб| системы. Тем более что многие работники в условиях господств! административного регулирования оплаты труда по советское образцу, узнавая, как оплачивается аналогичный труд в дру странах, чувствовали явную несправедливость по отношению | себе, хотя у жителей страны, обладающей самыми богатыми родными ресурсами и мощным образовательно-интеллектуалы-потенциалом, были все основания, чтобы иметь высокие доход^ Видимо, в России дефицитом являются не интеллект и талант а совесть многих ответственных «профессионалов», что и не Щ зволило до сих пор реализовать идею справедливости в оценке \ оплате труда.


  1. Путь, предполагающий разновариантную {релятивистскую
    оценку значимости труда со стороны разных заинтересованных циально-профессиональных групп общества (или конкретной отра
    ли, производства). Например, работодатель оценивает труд свои|
    наемных работников ниже, чем они сами. При этом у обеих
    рон есть свои «убедительные» доводы, нередко основанные
    мнении экспертов, и т. п. В итоге проблема в оценке значимс
    труда конкретных работников часто решается путем компроми^
    сов, взаимных уступок со стороны тех, кто работает, и тех,
    платит деньги. Традиционно интересы самих трудящихся отстав
    вают профсоюзы, которые в разных странах в отдельные исторв
    ческие периоды, действительно, обладали силой и влиянием. Нк сожалению, часто эти профсоюзы (и другие органы, призва»
    ные защищать интересы трудящихся) превращаются в поел
    ных марионеток привилегированных социально-профессионг
    ных групп.

  2. Наконец, путь, предполагающий оценку общественной значц
    мости труда компетентными специалистами, к числу которых ощ
    носятся не только экономисты, технологи, нормировщики тру
    юристы, но и гуманитарии, и философы, и общественные деятел\
    Последние смогли бы не только «просчитывать» эффективне
    того или иного труда, но и «прочувствовать», насколько справ
    ливо он оценивается. Поскольку вопрос о справедливости оплат
    труда является стержневым в общественной жизни и часто вое
    ще определяет жизнеспособность государства (по Платону), то
    производить такую оценку значимости труда («вклада» тех
212

иных профессий и конкретных работников) должны самые авто­ритетные и квалифицированные люди данного государства.

Еще в древности Платон в своем труде «Государство» отмечал, чТ о обществом должны управлять «философы сверхэлиты», опи­рающиеся на свой разум и мудрость, в основе которых и лежит «справедливость». Справедливость понимается им как «здоровая часть души», тогда как несправедливости «полагается быть в раб­стве у господствующего начала... она смятение и блуждание раз­ных частей души, их разнузданность и трусость и вдобавок еще невежество, - словом, всяческое зло». К сожалению, часто даже образованный человек, оказавшийся у власти, демонстрирует свои далеко не самые лучшие качества, особенно в эпохи, когда идея «продажности» становится чуть ли не основой сущностных чело­веческих отношений.

Отсюда возникают следующие вопросы: кого именно считать «сверхэлитой» (мы бы сказали, подлинной элитой!), способной разобраться в столь сложном вопросе? Как отличить подлинную элиту от псевдоэлиты? Сама тема элиты, элитарности остается одной из самых малоразработанных не только в психологии, но и в культуре в целом. В самом общем плане под элитой можно пони­мать людей, для которых важнейшим смыслом жизни является утверждение идеи достоинства человека в достойном обществе. Элита по сути призвана разгребать тот культурологический му­сор, который накапливается цивилизацией, аккумулировать энер­гию этого мусора (т.е. энергию нерешенных проблем производ­ства и обыденной жизни большинства людей) и использовать ее для перевода общества на новый уровень своего развития. При этом подлинная элита должна быть скромной, но главное - способной на страдания и лишения во имя такой благородной цели, страдания, на которые не способны ни большинство обыч­ных людей, ни так называемая псевдоэлита, лишь внешне имити­рующая свою сопричастность историческим процессам (см.: Пряж-ников Н.С., 20006).

Удивительным образом ближе всех именно психология труда и особенно профессиографирование приближаются к этой важ­нейшей культурологической проблеме. Однако колоссальная слож­ность данной проблемы не позволяет решить ее силами только лишь психологии - это реально комплексная проблема. Но при этом именно психологи труда могли бы постепенно становиться инициаторами координации усилий разных специалистов в вы­полнении столь благородной миссии. И в основе решения данной проблемы должна находиться идея справедливости, идея разви­тия и поддержания «чувства собственного достоинства» тех лю- д сй, которые действительно способствуют развитию производства, приумножению общественного благосостояния и которые достой­ны на более справедливую оценку своего труда.

Конечно, данная проблема должна стать предметом размьц лений и обсуждений самых широких слоев общества. Причем на чинать такие размышления полезно еще со школьной скамьи (е даже не с еще раннего возраста). Для того чтобы как-то оптимизи! ровать такие размышления в психолого-педагогической рабе предлагается специально разработанная нами игра-дискуссия «3 работная плата работников (сокращенно - ЗПР)» (см. приложе ние 5).

^ Вопросы для самопроверки


  1. Почему возникла необходимость разработки схемы анализа nj
    фессий, когда уже имелся вариант традиционной «Формулы про(]
    сии»?

  1. Что такое «аналитическая профессиограмма»?

  1. Какие проблемы и трудности могут возникнуть при использоваш
    технологии аналитического профессиографирования в работе со школ
    никами?
^ Рекомендуемая литература

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой дея тельности. - М., 1980.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Рс тов н/Д, 1996.

Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человечен го достоинства. - М., 2001.

Поделиться